Что кроется за принятыми и отправленными на подпись президенту изменениями закона о свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине
“Суровость законов российских смягчается необязательностью их исполнения”. Этот старинный афоризм, характеризующий ситуацию в Российской империи, актуален до сих пор для многих постсоветских стран. Украинская власть пытается возобновить имперско-советский институт прописки. Наблюдатели полагают, что ситуация будет развиваться именно в соответствии с бородатым афоризмом.
Депутаты внесли изменения в Закон “О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине”. Представители власти уверяют – документ принят по требованию Евросоюза и откроет нам путь к Шенгену. Ничего подобного – заявляют в оппозиции. Цель изменений – создать условия для построения полицейского государства. А заодно и для фальсификации на предстоящих выборах в Раду. В свою очередь эксперты не видят в законе реальных механизмов, с помощью которых можно заставить граждан регистрироваться.
Закон за пять минут
Депутаты закон приняли во втором чтении и в целом в четверг, 17 мая. Оппозиция с утра покинула зал пленарных заседаний. Как пояснил лидер фракции БЮТ Андрей Кожемякин, чтобы не быть статистами и не освящать своим присутствием голосования большинства. В такой обстановке решения принимаются пачками, практически без обсуждения.
Рассмотрение проекта изменений в закон о свободе передвижения началось в 13:51. Уже в 13:56 “за” проголосовало 250 карточек народных избранников. В суть проекта мало кто вникал, поэтому первые комментарии оказались весьма противоречивыми. И сам документ тут же оброс противоречивыми оценками – от введения тотального контроля над гражданами до незначительной коррекции законодательства, которая касается только военнообязанных и тех, кто пребывает в судебных тяжбах или имеет различные долговые обязательства.
Даже сам автор проекта регионал Владимир Олийнык путался в деталях. Сначала сказал журналистам, что документ принят только в первом чтении, затем исправился. Почему-то стал уверять, что регистрация предусмотрена бесплатная. Хотя в законе черным по белому написано, что в орган регистрации нужно предъявить квитанцию об уплате госпошлины.
Ничего нового
Имперско-советский институт прописки был отменен в Украине в 2001 году по решению Конституционного суда. Однако тут же был заменен в подзаконных актах регистрацией граждан. В 2003-м депутаты приняли закон о свободе передвижения и свободном выборе места жительства, в котором зафиксировали обязательную регистрацию места проживания и места пребывания. Отметим, что первое отличается от второго сроком – более шести месяцев на протяжении года.
Тем не менее, это не мешало украинцам, зарегистрированным в одном регионе (что подтверждается штампом в паспорта), жить и работать в другом. Возникали некоторые трудности. Например, с медицинским обслуживанием или зачислением ребенка в детсад. Но они быстро решались после добровольной финансовой помощи учреждению. Что касается голосования на выборах, то сначала внутренние мигранты пользовались открепительными талонами. Затем, после принятия Закона “О Государственном реестре избирателей”, они получили возможность выбирать или менять избирательный адрес по заявлению в органы, администрирующие реестр.
На первый взгляд, изменения принятые на прошлой неделе, не должны разрушить этой идиллии свободы передвижения. Положения о регистрации (пребывания, а не места проживания) ужесточаются только в отношении иностранцев, а также украинцев, имеющих какие-либо обязательства перед судом, военкоматом и кредиторами. На самом деле это не совсем так. Так, в главном юридическом управлении Верховной Рады нашли угрозу даже для тех, кто по суду признан без вести пропавшим.
Подводные камни
Специалисты парламентского юруправления обращают внимание на то, что, корректируя систему регистрации, власть не учитывает европейскую практику. В соответствии с таковой вмешательство государства в реализацию гражданами их конституционных прав должно быть сведено к минимуму. Между тем, регистрация закрепляется как платная административная услуга. При этом изменения вступают в противоречие с действующими законами.
Так, снятие с регистрации без вести пропавшего, согласно новому закону, предусмотрено по решению суда. В то время как согласно Гражданскому и Гражданскому процессуальному кодексам в таком случае назначается опекун над имуществом. То есть новшества могут привести к лишению права на жилье. А регистрация военнослужащего в воинской части несет в себе риски нарушения его права на жилье по адресу регистрации на гражданке.
Странно было бы ожидать, что после внесения изменений в закон о передвижении и вероятного подписания их президентом украинцы массово бросятся в паспортные столы регистрироваться. Законодатель предусмотрел и этот момент. Первичное наполнение реестра будет проводиться без участия граждан. Для этого разово будет использована “часть базы данных Государственного реестра избирателей… и Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков”. А вот тут парламентские юристы видят уже нарушение законодательства о защите персональных данных.
В Европу – через регистрацию
Автор законопроекта Олийнык уверял журналистов, что главная цель законопроекта – сдвинуть с места процесс либерализации визового режима с Евросоюзом. Действительно, Украина должна для этого ввести учет иностранцев на своей территории. Имеются в виду, в первую очередь, внешние мигранты из проблемных стран, которые транзитом через Украину стремятся попасть в страны ЕС. Но в законе, естественно, речь идет обо всех иностранцах без исключения.
У нардепа-бютовца Александра Сочки своя трактовка “европейской направленности” документа. По его мнению, Государственная миграционная служба просто решила подзаработать на болельщиках, которые уже скоро приедут на Евро-2012. Те из них, кто планирует провести в Украине более 10 дней, должны будут зарегистрироваться. Естественно, не бесплатно.
Депутат обратил внимание на то, что проект разработан Государственной миграционной службой, но подан его коллегой-нардепом, а это нарушение процедуры и типичная лоббистская схема. Миграционная служба должна была бы направить свои предложения в правительство. А Кабмин, после согласования всех заинтересованных министерств и ведомств, – внести на рассмотрение Рады. Но в таком случае до начала футбольного еврочемпионата закон принять не успели бы.
Контроль и учет
Зачем в одном законе смешивать мигрантов и граждан Украины? Регионал Олийнык пояснил это стремлением упорядочить отношения между гражданами и государством. Отвечая на вопрос журналистов, как быть тем, кто арендует квартиры, будучи зарегистрированными по иным адресам, депутат радостно пообещал добраться и до тех, кто квартиры сдает. Мол, поскольку, если арендодатель не хочет регистрировать у себя квартиросъемщика, значит, жилье он сдает нелегально и налогов с такого дохода не платит.
Реагируя на замечание корреспондента ЛІГАБізнесІнформ о том, что власти следовало бы сначала решить вопрос доступного жилья для граждан, Олийнык удивленно поднял брови и спросил: “А как это?”.
Оппозиционеры уверены – власть пытается построить полицейское государство, отладив контроль за любыми телодвижениями граждан. Так прокомментировал ЛІГАБізнесІнформ принятые изменения нунсовец Юрий Кармазин. По мнению депутата, закон противоречит Конституции, которая гарантирует гражданам свободу передвижения.
“Некоторые нормы напоминают чуть ли ни возобновление прописки”, – полагает внефракционный депутат Тарас Чорновил. Впрочем, он отметил, что не видит механизмов, с помощью которых закон можно было бы привести в действие. Большинство опрошенный корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ юристов тоже сошлись на том, что закон в части внутренней регистрации как не работал, так и не заработает. Кстати, и админштраф за нарушение правил регистрации остался прежним – от 17 до 51 грн.
Тоска по “каруселям”
Еще один кошмар оппозиционеры усматривают в возможности фальсификаций на выборах. Они опасаются, что власть возобновит “карусели” образца 2004 года, позволив группам подконтрольных избирателей голосовать и по месту постоянной, и по месту временной регистрации. А у неподконтрольных граждан, которые зарегистрированы в одном месте, а избирательный адрес (в реестре избирателей) получили в другом, могут возникнуть проблемы с реализацией права голоса.
В Центральной избирательной комиссии рисков для избирателей и итогов выборов пока не видят. “Любые изменения в связи с этим законом, если он вступит в силу, не повлияют на существующий избирательный адрес, а основания для изменения избирательного адреса определены исключительно законом о Госреестре избирателей. И какой-либо другой законодательный акт регулировать эти вопросы не может”, – заявил в комментарии ЛІГАБізнесІнформ заместитель главы ЦИК Андрей Магера.
Тем не менее, в оппозиции опасаются, что власть попробует внести необходимые для манипуляций изменения и в закон о выборах, и в закон о реестре избирателей еще на текущей парламентской сессии. Впрочем, чтобы этого не допустить или хотя бы узнать о том, что сомнительные изменения готовятся и выносятся на голосование, нардепам-оппозиционерам как минимум нужно регулярно ходить на работу.