Политические новости

Янукович поднял топор – первый пошел

Грядут перемены в Кабинете Министров. О том, что Президент решительно настроен избавиться от тех, кто "тормозит реформы", стало понятно после увольнения министра здравоохранения Ильи Емца. Кто следующий? А кого из членов правительства Виктор Янукович уволить не решится и почему?

Первый пошел

Едва ли мог подумать когда-либо известный кардиохирург Илья Емец о том, что в недолгой чиновничьей карьере ему достанется роль “первого звонка” распада правительства Николая Азарова. О том, что не все спокойно в Кабинете Министров, говорили давно. В несоответствии демонстрируемой монолитности власти с реальным положением вещей практически никто уже не сомневается.

Эксперты, оппозиция, СМИ давно говорят, что власть в целом и Кабмин в частности состоят из конкурирующих групп влияния. Что некоторые министры работают в правительстве лишь затем, чтобы принимать на себя ударную волну народного недовольства властью, и такой Кабмин не может работать долго. До 17 мая все разговоры о внутренних проблемах в команде власти оставались только темой для размышления. Всерьез же о закате правительства Азарова заговорили после отставки министра здравоохранения Емца. И дело не столько в самой отставке, сколько в формулировках – “не смог наладить работу” и “не справился с реформами”. Стало очевидным, что под статью “не справился с реформами” попадает едва ли не каждый член команды Азарова.

О том, что настало время “освежить” команду власти говорит и советник Президента Анна Герман, мнение которой никогда не противоречит позиции главы государства. “Каждый, кто будет не в состоянии проводить реформы, кто будет опираться нововведениям, которые предлагает Президент для государства, должен понимать, что у него шансов нет”, – заявила Герман.

Действиельно, уволив министра здравоохранения, Президент заявил о “топоре”, занесенном над головой министра финансов Федора Ярошенко. 18 мая на расширенном заседании Регионального комитета экономических реформ в Николаеве Янукович нашел повод пригрозить главному финансисту страны. Этим поводом стала волокита со сдачей в эксплуатацию строящегося в Николаеве военного корабля. “Что касается “корвета”, то мы договорились. Я не хочу много говорить на эту тему. Здесь присутствуют и представители Минэкономики и Минфина. Федор Алексеевич (Ярошенко, – ред.), учитывая, что я топор уже занес над вами, думайте все время, чтобы я его не опустил”, – обратился Президент к министру. “Я серьезно вам говорю. Поэтому такие программы берите под свою собственную опеку… На шаг отойдете, считайте, что вы совершили ошибку, которую будут исправлять другие”, – сказал Президент.

“Занес топор над вами”, “я серьезно вам говорю”, “я не хочу много говорить на эту тему” – выражения Президента по отношению к министру выглядят по театральному постановочными. Как правило, к подобным словам политики публично прибегают лишь для того, чтобы их услышали даже самые ленивые представители СМИ. В данном случае, поведение Президента – послание всей стране о том, что он лично берется за наведение порядка в Кабмине, и скоро народ узнает фамилии тех, кто виноват в провале реформ. По аналогии с воздушным шаром, можно сказать, что власть “теряет высоту”, и рулевой начинает сбрасывать с борта балласт – мешки с песком.

Сразу же наметились основные кандидаты на то, чтобы стать этими “мешками”, сбросив которые, власть (может, хоть ненадолго), но все же перестать падать. Наметились также и те, кого в Кабмине можно назвать неприкасаемыми, и кому “ритуальная отставка” не грозит в любом случае.

Каста неприкасаемых

В числе министров, имеющих иммунитет от увольнения, по мнению экспертов и медиа, – первый вице-премьер Андрей Клюев, вице-премьер Борис Колесников и министр энергетики Юрий Бойко.

Среди тех, кого заочно исключили из правительства по итогам президентской зачистки, прогнозируемо оказались вице-премьер Сергей Тигипко, министр образования и науки Дмитрий Табачник, сам Премьер Азаров, ну и министр финансов Ярошенко, коль уж по нему Президент “прошелся” публично.

Что касается А.Клюева, то если он и покинет пост первого вице-премьера, то лишь для того, чтобы переместиться в премьерское кресло, которое с момента заявленной Януковичем встряски Кабмина, автоматически зашаталось под Азаровым. Клюев – это связь с парламентом, так как именно он курирует в правительстве обеспечение голосами большинства Рады всех законодательных инициатив исполнительной власти. Клюев курирует ряд внешнеполитических проектов, в частности, Координационный правительственный центр по безвизовому режиму с ЕС. Другими словами, на Клюеве слишком много “завязано” в Кабмине для того, чтобы можно было даже теоретически предполагать его отставку. Опять же – чего стоит его личный политический авторитет.

Б.Колесников тоже чувствует себя в определенной безопасности. Потому что, он, во-первых, отвечает за проведение в Украине Евро-2012, до которого осталось не так много времени. Во-вторых, Колесников – креатура и близкий друг Рината Ахметова и сам по себе политический тяжеловес. Его работа в Кабмине обеспечивает очень важный баланс “старых донецких” и “новых” во власти. В-третьих, если бы Колесников чувствовал хоть малейший дискомфорт, вряд ли бы он стал публично поддерживать инициативы Януковича по увольнениям в Кабмине. “Президент имеет право на объективную оценку, так как не до конца доводятся реформы. Президент абсолютно прав – нет реформ, значит, нет места в правительстве”, – уверенно сказал Колесников.

Может не беспокоиться о своем будущем в правительстве и Юрий Бойко. Скажем так, влиятельных лиц, заинтересованных в том, чтобы он и дальше руководил украинской энергетикой, для этого достаточно. Одну из сторон, по мнению экспертов, желающей, чтобы украинского министра энергетики звали Юрий Бойко, можно описать двумя буквами – РФ.

Группа повышенного риска

Сложнее обстоят дела с теми, кто, вероятно, покинет Кабмин. С одной стороны, показательными увольнениями власть дает понять, что она не стоит на месте и способна проводить работу над ошибками. С другой – это признание собственных кадровых просчетов, на что любая власть не любит идти, считая демонстрацией слабости.

Тем не менее, если кому и отвечать за провал реформ правительства, то лучшей кандидатуры, чем Тигипко, который отвечал сначала за налоговую реформу, а теперь бьющийся за не менее непопулярную пенсионную. Освободив же Тигипко, возглавляющего партию “Сильная Украина”, от бремени реформ, власть на парламентских выборах 2015 года получает умеренного и неопасного оппонента. Чем не вариант?

Министр образования Табачник вообще штатная кость в горле для всех – от оппозиции до лояльных к власти граждан, которые просто оказались недовольны его образовательными инициативами. Отставка Табачника ожидается многими, ее требуют и ждут от Януковича. Но Президент прекрасно понимает, что уволить Табачника можно только один раз, а столь эффективный “громоотвод” можно больше и не найти. Скорее всего, именно поэтому Табачник до сих пор руководит вверенной сферой. И если Янукович решится отправить его в отставку сейчас, это будет означать, что власть именно сейчас и сегодня всерьез обеспокоена и нынешним рейтингом, и своим ближайшим будущим.

Наконец, глава Кабмина Азаров. Его отставка придаст кадровым перестановкам Януковича критический вес. В случае отставки Азарова власть выигрывает время – “подождите, придет новый Премьер, и все будет хорошо”. В конце концов, отставка правительства всегда воспринимается обществом позитивно, несмотря на то, что, учитывая нынешнюю Конституцию, новое правительство не будет сильно отличатся от предыдущего, поскольку формироваться будет из одной команды. К примеру, правительство Юрия Еханурова 2005 года всего на пару фамилий отличалось от правительства Юлии Тимошенко, но появление нового Премьера придало ему свежий вид.

О министре финансов Ярошенко уже было сказано – он попадает в “расстрельный список” только потому, что на него уже лично указал Президент.

Как бы там ни было, с определенной долей уверенности можно утверждать, что отставкой министра здравоохранения и устным предупреждением главе Минфина это “лукашенковское перетряхивание” правительства не ограничится. Президенту надоело падать, Президент снова хочет вверх. А для этого необходимо избавляться от балласта.

Anna