Встреча российского и украинского президента все же состоится – но не до саммита Украина – Европейский Союз, как того хотели в Киеве, а после того, как европейцы обнародовали свои требования к украинскому президенту
Впрочем, резоны есть и сейчас. Если накануне саммита Виктор Янукович мог рассчитывать, что заставит европейцев быть «податливее», демонстрируя свои сердечные отношения с российским другом, то теперь, перед тем как в мае ЕС вновь будет обсуждать вопрос о взаимоотношениях с Украиной, можно вновь предъявить Брюсселю московскую карту: не согласитесь подписать на наших условиях – сбежим в Москву.
Другое дело – заинтересован ли в таком повороте событий сам Владимир Путин, не раз демонстрировавший: он совершенно не хочет, чтобы украинский коллега использовал его для шантажа европейцев. Я бы сказал, что Владимир Путин заинтересован в чем-то совершенно противоположном: чтобы Виктор Янукович рассорился с европейцами раз и навсегда и никаких шансов на помощь ЕС и международных финансовых организаций у него уже не оставалось бы. Только после этого Путин сможет властно продиктовать сломленному Януковичу российские условия – пока же он предпочитает просто выжидать. Не случайно ни в Москве, ни в Киеве не спешат с обнародованием повестки дня президентской встречи – просто потому что ее, как таковой, нет, как нет совпадения российских и украинских интересов.
Президенты встречаются наобум, как два хитреца. Один рассчитывает, что российский партнер все же позволит продемонстрировать сердечную дружбу и готовность согласиться хотя бы с какой-нибудь «интеграцией по-украински». Другой думает, что раз украинский гость приехал, то он, наверное, уже осознал свое бедственное положение и готов сдаться. А в результате – даже если встречу в последний момент не отменят, как это уже бывало – не произойдет ничего и хитрецы расстанутся, обозленные друг на друга, но уверенные, что в следующий раз все обязательно получится.