Решение Европейского парламента продлить до середины ноября миссию Кокса-Квасьневского – это отнюдь не свидетельство успеха миссии, как о том говорят сами ее участники
Это свидетельство ее провала. Это признание того, что миссии не удалось достичь взаимопонимания с президентом Украины Виктором Януковичем относительно освобождения Юлии Тимошенко, а странам Европейского Союза – что естественно – не удается достичь консенсуса о подписании соглашения об ассоциации с ЕС без решения вопроса избирательного правосудия.
Миссию продлили только потому, что если бы министры иностранных дел стран – членов ЕС принимали бы решение относительно подписания сейчас, они бы не предоставили Европейской комиссии соответствующего мандата, и с вопросом украинской евроинтеграции было бы покончено уже в октябре.
Именно потому, что в Брюсселе хотят предоставить Киеву последний шанс, работа миссии продлена, а принятие решения о предоставлении или непредоставлении мандата отложено. Если Виктор Янукович за оставшиеся недели не поймет, что никаких шансов на подписание соглашения без освобождения Тимошенко нет и никогда не было, европейская интеграция Украины будет отложена в долгий ящик, а страну ожидает повышенная политическая и экономическая турбулентность. Думаю, власть куда лучше, чем население представляет себе последствия неподписания для себя само и для страны – но Янукович все еще продолжает бояться Тимошенко больше, чем краха Украины.
Скажу больше: я не питаю иллюзий относительно того, что в случае неподписания соглашения сейчас мы вернемся к нему после президентских выборов 2015 года. Это – детские надежды, не учитывающие естественного хода истории. Постсоветское пространство как единый организм приближается к своему новому краху, обусловенному более чем 20-летним отказом от подлинных экономических реформ и деградацией политической и общественной жизни.
Признаки этого краха – и экономические, и политические, и социальные – налицо во всех бывших советских республиках. У Украины есть выбор либо вырваться из этой гниющей ямы, присоединившись к иному цивилизационному объединению – либо пережить крах вместе с соседями по бывшему СССР. И вот тогда Запад уже на новом историческом этапе будет иметь дело с тем, что от нас останется в результате последствий этого краха. Только, боюсь, Квасьневский и Кокс нам уже не помогут.