Политические новости

Власть ведет активную работу по внедрению «тушек» в оппозицию

Эмиссары власти в регионах зондируют слабые места оппозиционных партий, пытаясь внедрить своих людей в округах - от кандидатов до наблюдателей

Широкомасштабная неформальная предвыборная парламентская кампания, как уже сообщалось, никак не может стартовать из-за неопределенности с финальными правилами игры и нарезкой округов. Пока оппозиция замерла в ожидании и растерянности, власть, похоже, поняла, чем заполнить возникшую паузу. И пусть ее кандидаты пока не раздают гречку и не обещают золотые горы на митингах, она уже вовсю работает на понижение шансов оппонентов.

Едва ли не по всей Украине началась работа по внедрению в оппозиционные партийные структуры кротов, которые на выборах должны сыграть на стороне власти – в качестве кандидатов-мажоритарщиков, членов избирательных комиссий и наблюдателей.

Как рассказал представитель одного из региональных оппозиционных штабов на востоке страны, на руководство его областной организации вышли эмиссары от партии власти, озвучив несколько коммерческих предложений. Одно из них: включить в число мажоритарщиков согласованных с властью людей. Цена – $500 тысяч за округ. Смысл этой фьючерсной сделки в том, что использовать подставного кандидата-оппозиционера дешевле, чем обратить в тушку уже избранного депутата-оппозиционера в парламенте. Еще $100 тысяч предлагается за выдвижение тысячи согласованных наблюдателей по всей области. “Знаю, что наше руководство отказалось. Но что происходит в других областях, остается только догадываться”, – отметил собеседник.

О большой вероятности применения такой подрывной тактики говорит и политтехнолог Андрей Золотарев. “Если посмотреть на выборы в Обухове, то там комиссия была наполнена скрытыми представителями власти посредством выдвижения членов от 14 фактически фиктивных партий.

Подобная тактика применялась в России на последних парламентских выборах, где управляемых членов комиссий и наблюдателей внедряли даже от КПРФ. Это же происходило и в 2010 году в Украине на местных выборах. Всех, кто должен следить за соблюдением правил на выборах, нужно превратить в статистов для освящения заранее запрограммированного результата”, – объясняет технологию эксперт. Золотарев говорит, что в регионах, в которых ему приходится работать, пока о конкретных расценках на засланных казачков не слышал. Но, по словам политтехнолога, на местах регионалы внимательно изучают рынок и потребности, запросы и амбиции коллег из оппозиционных партий.

Тарас Стецькив, депутат от НУНС и активист оппозиционного Комитета сопротивления диктатуре, не стал отрицать наличие описанной технологии: “Расценок я не знаю, они везде разные. Мы уже предупредили всех руководителей региональных организаций партий, входящих в комитет: если они начнут играть в такие игры с властью, будут уволены. Поэтому скрытых кандидатов от власти по мажоритарке, скорее всего, протянуть не получится. Каждая кандидатура будет тщательно согласовываться. По наблюдателям и членам комиссий сложнее. Мы хотим, чтобы их для себя отбирал сам мажоритарный кандидат. Он же не идиот – хочет победить”, – сказал народный депутат.

Проблемы с формированием региональных команд у оппозиции возникают не только из-за противодействия конкурентов, но и по объективным причинам. “Большой денежный ресурс позволяет людям от власти, которые отвечают за финансирование, предложить будущим членам избиркомов и наблюдателям заранее непосильные для остальных суммы”, – сказал в частной беседе политик, который изучает возможность баллотироваться по мажоритарному округу в Киеве. “Я посчитал, что только людям на участках надо будет заплатить по $500. А если им дадут по $1000? При таких условиях выдвижение теряет всякий смысл”, – утверждает собеседник.

Отсутствие финансового ресурса может окончательно подорвать шансы оппозиции. Логика проста: привычная для украинских партий схема финансирования выборов строилась на продаже мест в списках и на финансировании кандидатами в депутаты определенных предвыборных работ в регионах. Сейчас, учитывая полную неопределенность с правилами будущих выборов, оппозиция лишена необходимого финансирования. Многие потенциальные кандидаты, у которых есть деньги, предпочитают не связываться с оппозицией, понимая, что их бизнес может пострадать. А если связываются, то велика вероятность того, что они как-то подстраховались на уровне власти – договорились в обмен на безопасность.

Как утверждают специалисты по выборам в регионах, примерно к маю все будущие члены местных избиркомов (а это чаще всего сотрудники бюджетных и околобюджетных структур – школ, больниц, ЖЭКов и т.п.) будут забронированы. Причем, скорее всего, властью. У Батькивщины, по словам некоторых политиков и экспертов, стабильного источника фиксирования кампании нет. А у Фронта змін есть другая проблема, но тоже связанная с деньгами. После президентских выборов партия задолжала членам комиссий. Через несколько месяцев долг вернули, но осадок, как говорится, остался. Сложностей добавляют традиционные для Фронта змін организационные неурядицы.

Надежды на более-менее пристойный результат на выборах оппозиции приходится возлагать не столько на свои политико-организационные таланты и возможности, сколько на пикирующий рейтинг партии власти и на противоречия внутри разномастной команды Виктора Януковича.

Anna