В период выборов чаще говорят о рейтингах и шансах. Мне представляется важнее разговор о морали и нравственности. Тех, кого избирают, и тех, кто избирает
В стране работают социальные лифты? Они поднимают самых лучших из нас, образованных, ответственных и моральных на высокие должности главврача, ректора, мэра, депутата, министра, президента? Нет. Социальные лифты обесточены.
Кто может их включить, чтобы дать стране перспективу? В рамках выборов, без революций и потрясений, эти функции выполняют гражданин, гражданское общество.
По идее, мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы в стране было больше народа – и меньше населения. Больше граждан, знающих свои права и готовых сообща, через институты гражданского общества, активно их защищать – и меньше рабов, прислуживающих любой власти и согласных голосовать так, как укажут, в обмен на подачки.
А что происходит на самом деле?
На днях просмотрел результаты фокус-групп, проведенных штабами мажоритарщиков. Они пытались понять мотивацию избирателей. Главный вывод, причем в разных регионах: кандидат без денег, будь у него хоть семь пядей во лбу, имеющий твердые принципы и стандарты морали – практически не имеет шансов быть избранным. Такого видеть депутатом не хотят и чаще всего называют “жмотом”: он не раздает, не наливает, не асфальтирует…
Продажа голоса, а вместе с ним и совести, своего будущего и будущего детей за деньги или гречку – не единичные случаи, это уже стало массовым явлением. И в малых селах, и в больших городах. Даже там, где регулярно всей семьей посещают церковь, и, казалось бы, чтут Божьи заповеди…
Продают не только собственный голос. За деньги многие готовы продать (или украсть) голоса других – причем людей близких и знакомых, живущих в соседних домах и соседних квартирах.
Согласитесь, ведь не президент, премьер или губернатор честно считают голоса на избирательном участке, либо фальсифицируют результаты голосования. Это делают граждане, общим числом более 500 тысяч человек, члены комиссий и наблюдатели.
А ведь в детстве папа с мамой учили их быть честными и ответственными. Первая учительница прививала им уважение к людям и доброту. Сами они знают в лицо практически всех, чьи голоса потом воруют, портя бюллетени и подписывая фальшивые протоколы…
Кто на таких выборах быстрее других прорывается во власть, называя потом себя элитой общества? Наиболее циничные, расчетливые, вороватые, без каких-либо моральных ограничений.
А потом такую власть и народ, и население, все дружно ненавидят, на второй же день после избрания.
Где выход? Обычно он там, где вход. Власть изменится тогда, когда народа в Украине станет больше, чем население.
Посмотрите вокруг: Чехия, Литва, Польша этот путь давно прошли. А мы не можем? Можем и должны.