Политические новости

В Украину едет глава Китая Ху Цзиньтао

К нам едет глава Китая Ху Цзиньтао. Он рос без матери, после культурной революции был простым работягой на стройке

В субботу в Украину приезжает «кормчий» Поднебесной Ху Цзиньтао, по версии журнала «Форбс» — самый влиятельный человек планеты. Последний раз лидер Китая был в Украине в 2001 году, еще при Кучме — тогда КНР управлял Цзянь Цзэминь. И лишь спустя 9 лет в Китай полетел Янукович, а следом за ним и Азаров.

В Украину Ху Цзиньтао прилетит из России, а до этого он посетил солнечный Казахстан — словом, у него турне. Первым делом в Украине он направится в не менее солнечный Крым. 18—19 июня товарищ Ху проведет в Симферополе и Ялте. А уже в понедельник, 20-го, прибудет в Киев, где встретится и с президентом Виктором Януковичем, и с премьером Николаем Азаровым, и со спикером Владимиром Литвиным. Как заявил наш посол в Китае Юрий Костенко, во время встречи стороны подпишут декларацию об установлении и развитии стратегического партнерства. «Стратегическое партнерство означает, что между государствами нет проблем, что они имеют общие подходы в оценке позиций как в своих странах соответственно, так и на международной арене», — пояснил Костенко.

Впрочем, помимо этих условностей, которые для дипломатов, очевидно, важны, украинская сторона, по некоторым данным, попробует договориться с Китаем о строительстве терминала для приема и хранения сжиженного газа на берегу Черного моря (что позволит нам получать более дешевый, чем российский, газ).

ПЕРЕГНАТЬ США. Сегодня Китай — вторая по мощи экономика мира после США. И уже к 2015 году жители Поднебесной на этом пьедестале вполне могут потеснить дядюшку Сэма. Ведь сегодня (правда, это данные самого Китая) КНР скупила американских гособлигаций почти на… триллион долларов! Всего же долг США сегодня достигает… $14 триллионов (стало быть, 7% — это доля Китая). Иными словами, Обама перед Ху — в неоплатном долгу. В прямом смысле слова. Тем более что затягивать пояса американцы упорно не хотят.

ЗАЧЕМ ИМ УКРАИНА. Какой резон претенденту на «геополитическое золото» поднимать украинскую экономику? Основных причин несколько. Первая — курс. «У Китая и без того довольно большие золотовалютные резервы, да еще и есть положительный приток капитала в страну. И чтобы не идти на укрепление курса, они стараются активно инвестировать по всему миру. Китай активно работает в Африке, в странах Азии. Работает там, где его пускают», — говорит экономист Александр Жолудь. Что может заинтересовать высоких восточных гостей в Украине? «Больше всего их интересует промышленность. Сегодня Китай завозит кокс и руду из Бразилии и Австралии, они покупают доли в бразильских предприятиях по добыче железной руды, тогда как мы по запасам руды занимаем 3—4 место в мире. Они наверняка были бы заинтересованы в том, чтобы создать здесь свое производство. Другой вопрос, что самые хлебные места в отечественной металлургии уже разобраны. И насколько наши собственники захотят входить в долю с Китаем? Не исключено, что Китай заинтересован и в покупке у нас вооружения или лицензий на его производство. А также в совместном производстве. Наша страна входит в десятку стран, которые занимаются самолетостроением, многие наработки времен СССР являются достаточно современными. Поэтому Китай может быть заинтересован в том, чтобы запустить совместное производство и вместе получать от этого прибыль, продавая самолеты, как на внутреннем, так и на мировом рынках», — продолжает Жолудь.

«Китай действительно предоставляет многим странам щедрые инвестиции — на строительство инфраструктуры, дорог, — соглашается эксперт-международник Александр Сушко. — Но обычно условием этого является то, что строить эти дороги должны китайские рабочие. И для некоторых стран это вполне приемлемо. Скажем, в Алжире очень много китайских рабочих, потому что местное население не сильно хочет работать».

Впрочем, пока что засилья китайцев в Украине не видно. Хотя еще в прошлом году Китай выделил Украине $950 млн на строительство линии скоростного поезда из Киева в аэропорт «Борисполь», и этот проект уже стартовал.

ПОДСОЛНУХИ. Инвестиции могут перепасть даже аграриям. «Китайцы могут быть заинтересованы в поставках подсолнечника, например. В Китае его выращивать можно, как и у нас в оранжереях можно растить бананы, но не в промышленных масштабах. Для этого у них грунты не подходят», — говорит Жолудь.

Кстати, все эксперты соглашаются, что китайцы для нас — удобные партнеры. Они не выдвигают одним из условий сотрудничества какие-то геополитические уступки, не призывают делать выбор между Россией и Европой и не обращают внимание на соблюдение прав человека.

КРЫМ. Что касается поездки товарища Ху в Крым, то главный пункт в программе визита — поездка в Щелкино, где китайцы собираются строить на базе заброшенной АЭС газотурбинную гидроэлектростанцию. Для китайской стороны готовят госдачу в Мухалатке и резервируют номера в ялтинском отеле «Ореанда». Кстати, это уже не первый визит лидера КНР в Крым, ранее, в 2001 году, на полуострове гостил Цзян Цземинь. Тогда он жил в «Ореанде». И, как рассказал «Сегодня» замначальника службы ресторанного сервиса Александр Юрлов, китайцы все свои любимые лакомства привезли в отель вместе с поварами. Наши с интересом перенимали у них опыт приготовления бульона с ласточкиным гнездом (100 г гнезда стоит $2 тыс.). Цзян Цземинь также посетил Ливадийский дворец и побывал в Доме-музее Чехова, а на дружеский ужин вместе с женой по приглашению президента Кучмы ездил в Сосновку — на госдачу «Шатер».

3 ФАКТА О САМОМ ВЛИЯТЕЛЬНОМ ЗЕМЛЯНИНЕ

ЛЮБИТЕЛЬ ВСЕГО РУССКОГО. Лидер Китая — большой ценитель русской литературы. Особенно ему запомнились пять произведений: «Евгений Онегин» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова. «Все эти произведения я прочел с большим интересом и храню по сей день», — отметил однажды Ху. На YouTube, к слову, даже есть ролик, где он поет «Подмосковные вечера». Правда, на китайском.

СЕМЬЯ ПОД ЗАПРЕТОМ. Свою личную жизнь Ху Цзиньтао тщательно оберегает от любопытных. Лишь однажды его дочь стала героиней светской хроники, когда в 2003 году на Гавайях сочеталась браком с интернет-магнатом Мао Даолином. Как сообщила газета The Asian Wall Street Journal, невесте в то время было 33 года, жениху — 40. Его состояние оценивается в $30—60 млн. Кроме того, мировые СМИ писали, что дочь Ху Цзиньтао якобы училась в США, причем под вымышленным именем. Однако ее отец это отрицал. О сыне же известно, что с 1990 года он занимается бизнесом: одно время он возглавлял компанию Nuctech — один из крупнейших производителей сканеров для аэропортов. Вообще, по данным СМИ, значительная часть миллионеров и топ-менеджеров крупных корпораций в Китае — дети чиновников.

САМЫЙ-САМЫЙ. В 2010 году американский журнал Forbes поставил Ху Цзиньтао на первое место в списке самых влиятельных людей планеты. Китайский лидер обошел президента США Барака Обаму (второе место), премьера России Владимира Путина (четвертое место), папу Бенедикта XVI (пятый), канцлера Германии Ангелу Меркель (6-я) и Билла Гейтса (замыкает первую десятку). В своем рейтинге Forbes учитывает четыре показателя: число подчиненных (или жителей страны), количество денег, которыми может распоряжаться лицо, сферы его влияния и то, насколько активно он пользовался властью в течение года.

РУЛЕВОЙ ХУ: 10 ШАГОВ К ВЕРШИНЕ

Ху Цзиньтао — 68 лет. Он родился 21 декабря 1942 года в восточнокитайской провинции Цзяньсу (она тогда была оккупирована японцами) в семье предпринимателя: отец будущего лидера Поднебесной был владельцем компании, которая торговала чаем. Но жила семья небогато. Да и после победы коммунистов условия для частного бизнеса в стране стали, мягко говоря, не очень хорошими. Когда Ху было 7 лет, умерла его мать, и мальчишку воспитывала тетя.

В 2012 году Ху Цзиньтао должен будет сдать караул. В 2008 году он уже определился с преемником: зампредом республики стал Си Цзиньпин. Он — выходец из семьи большого партийного начальника, в Китае таких называют «тайцзыдан» («принц», аналог нашего «мажора»). Впрочем, «принцу» пришлось побывать и в шкуре нищего. Его отца репрессировали во время «культурной революции» за критику Мао. А самого его после учебы в школе для детей партэлиты отправили в сельхозкоммуну в провинции Шэнси, проходить «школу свинарников». Впрочем, к концу 1970-х отца Си Цзиньпина полностью реабилитировали. Самому же Си еще в середине 1970-х разрешили вступить в партию. И с тех пор он прошел все карьерные ступеньки длинной партийной лестницы. Кстати, он еще и женат удачно: его супруга — известная певица Пэн Лиюань. Она поет народные песни и известна практически в каждой китайской семье.

В 1959 году, в 17 лет, Ху Цзиньтао поступил в престижный политехнический институт Цинхуа в Пекине, на факультет гидротехники. Там он познакомился со своей будущей женой Лю Юнцин — они вместе занимались комсомольской работой.

В 1964 году 22-летний Ху защитил диплом, вступил в компартию Китая, стал политическим руководителем своего факультета и продолжал научную деятельность. Но «культурная революция» едва не поставила крест на карьере будущего вершителя китайских судеб. В 1968 году его отца репрессировали, а самого Ху Цзиньтао направили на трудовое перевоспитание — строить ГЭС обычным работягой. И это был не самый плохой вариант — Ху запросто могли убить распоясавшиеся хунвэйбины.

История умалчивает, как именно, но к началу 1970-х нашему герою удалось вернуться в «обойму» и занять кресло замсекретаря парторганизации в филиале Министерства водного хозяйства и электроэнергетики в провинции Ганьсу. Тут он быстро продвигается по комсомольской линии аж до руководителя комсомола провинции.

В начале 1980-х фигурой знатного комсомольца Ху Цзиньтао заинтересовался будущий генсек компартии Ху Яобан. Он, в соответствии с линией отца китайских реформ Дэн Сяопина, как раз подыскивал молодых лидеров для выдвижения на руководящие посты. Но не исключено, что Ху и Ху сошлись на личной почве: Ху Цзиньтао длительное время пытался вернуть доброе имя своему отцу, а Ху Яобан возглавлял кампанию по реабилитации незаконно репрессированных.

Уже в 1982 году с подачи Ху Яобана наш 40-летний герой начинает подниматься по карьерной лестнице в центральных органах комсомола и, наконец, становится председателем Всекитайской федерации молодежи. Спустя три года, и тоже благодаря своему влиятельному «патрону», он возглавляет комитет компартии в провинции Гуйчжоу, а с 1988 года — комитет КПК неспокойного Тибетского автономного округа. Там он показал себя человеком жестким — железной рукой подавлял выступление сепаратистов.

В 1989 года в Китае прошли выступления студентов и интеллигенции. Они требовали искоренения коррупции в рядах партэлиты и демократических реформ. Ху Яобан также ратовал за либерализацию и даже организовал дискуссии относительно идеологии (с целью «восстановить марксистскую идеологическую линию в Компартии Китая»). Но преданность «идеалам Маркса» старика Ху Яобана и погубила: Дэн Сяопин начал кампанию против «буржуазной либерализации» и вскоре Яобана «ушли» со всех постов, а протестующих разогнали при помощи армии. Но его молодой протеже Ху Цзиньтао не пострадал. Возможно, благодаря тому, что одним из первых открыто поддержал силовое подавление массовых волнений, оставшись в русле «генеральной линии партии».

В 1992 году карьера 50-летнего Ху Цзиньтао вышла на свой завершающий этап. Его избрали членом постоянного комитета политбюро Компартии. В 1998 году наш герой стал заместителем председателя КНР. Председателем КНР в то время был Цзянь Цзэминь, и уже тогда Ху рассматривался как его главный преемник (есть версия, что сделать молодого, но жесткого руководителя Ху главой республики Цзян Цземиню завещал еще в 1992 году Дэн Сяопин). Официально передача власти началась в ноябре 2002 года, когда Ху Цзиньтао стал генеральным секретарем компартии, а в марте 2003 года садится в главное кресло страны — председателя КНР. В то время в западных СМИ развернулась дискуссия — не станет ли Ху Цзиньтао «китайским Горбачевым», который начнет либеральные реформы. Но дискуссия эта сошла на нет сама собой ввиду явного отсутствия этих самых реформ. Более того, Ху не колебался, когда несколько лет назад ему вновь пришлось подавлять бунт в Тибете, не особо он миндальничает и с диссидентами.

Ху Цзиньтао продолжает курс Дэн Сяопина — рыночная экономика при руководящей роли компартии. Правда, некоторые перемены он таки проводит. С второй половины нулевых годов Китай начал курс по развитию внутреннего рынка (чтобы меньше зависеть от экспорта) за счет повышения зарплат. С этой целью правительство настоятельно рекомендует работодателям поднимать своим работникам оклады. Против тех, кто ослушался, принимают меры. Транснациональные корпорации, которые построили по всему Китаю тысячи заводов, по этому поводу сильно возмущались, но смирились — все равно китайская рабочая сила остается сравнительно дешевой и при этом куда более квалифицированной, чем в еще более дешевых Вьетнаме, Филиппинах и Индонезии. Сейчас рабочие в Китае получают 200—250 долларов, и их зарплата растет каждый год.

dimas