Победа националистических партий на региональных выборах в Каталонии снова поднимет вопрос об отделении региона от Испании.
Лидер националистического альянса «Конвергенция и союз» (КСК), получившего 50 из 135 мест в парламенте, Артур Мас строил свою предвыборную кампанию на идеях сепаратизма в надежде получить абсолютное большинство в парламенте и полномочия для проведения референдума о независимости, в котором региону недавно отказал испанский парламент. Мас не смог предложить избирателям убедительную экономическую программу, но потерянные КСК голоса и 12 депутатских мест отошли к другой националистической партии — «Левые республиканцы Каталонии», занимающей еще более радикальную позицию по вопросу о суверенитете автономии.
Причиной резкого роста популярности националистов в Каталонии стали проблемы на фоне финансового кризиса в Испании. Сторонники отделения считают, что экономически развитый регион, вносящий до 20% в ВВП, содержит остальную страну. Была названа и разница между тем, что Барселона отдает Мадриду и что получает в виде выплат и субсидий, — €16 млрд в год.
Подъем националистических настроений наблюдается и в Европе. Ультраправые получили места в парламентах более чем в 10 государствах ЕС. На руку им сыграл мировой экономический кризис, который актуализировал правые идеи. Два года назад впервые попала в парламент правоконсервативная партия «Шведские демократы», поддерживающая ужесточение миграционного законодательства Швеции. Тогда же ультраправая Партия свободы в Нидерландах получила 24 мандата из 150, став третьей по численности в парламенте страны. Партия «Истинные финны», также выступающая с резкой критикой миграции, сумела набрать почти 20% голосов на выборах в 2011-м — в пять раз больше, чем в 2007-м. В прошлом году впервые в британской истории большинство мест в парламенте Шотландии получила Шотландская национальная партия, которая называет своей главной целью отделение от Великобритании. По итогам последних выборов в парламент Украины больше 10% голосов набрала националистическая партия «Свобода». В следующей Верховной раде она сформирует фракцию из 37 членов и получит все шансы стать одним из ключевых игроков украинской политики.