Политические новости

Украинцы начинают массово скупать оружие

Украинцы массово вооружаются: за год они купили почти 40 тыс. «стволов». На очереди борьба за легализацию «огнестрела».

«Украинцы всё чаще задумываются о покупке оружия, — утверждает глава наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин. — Ежегодно количество вооружённых людей увеличивается на 10%». По статистике МВД, в распоряжении граждан находится более 827 тыс. единиц огнестрельного оружия — на 40 тыс. больше, чем в прошлом году.

Данные профильных объединений ещё более внушительные. По оценкам Украинской ассоциации владельцев оружия, в нашей стране 2 млн стволов в легальном обороте и свыше 3,5 млн — в нелегальном. Только во время последнего месячника добровольной сдачи оружия в мае мирные граждане принесли в органы МВД 6 тыс. «пушек». Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Украинцам могут разрешить владеть огнестрельным оружием — закрепить за гражданами это право предлагают сразу два законопроекта. Первый — по представлению Кабинета министров в августе был зарегистрирован в парламенте и сейчас рассматривается в профильных комитетах.

Его инициатор — премьер-министр Украины Николай Азаров хочет расширить перечень лиц, которые могут купить пистолеты и револьверы, стреляющие резиновыми пулями несмертельного действия. Если сейчас таким правом владеют журналисты, нардепы и правоохранители, то в будущем его получат все желающие — психически здоровые и несудимые.

Правда, оружейные эксперты раскритиковали такие новшества. «Закон закрепляет монополию МВД на реализацию и контроль оружия, предоставление охранных услуг», — считает президент Украинской федерации профессионалов безопасности Сергей Шабовта. Дело в том, что большую часть «травматики» в Украине изготавливает научно-производственное объединение «Форт», которое находится в управлении правоохранительных органов.

Второй законопроект сегодня на стадии общественных слушаний. Его подготовили члены Украинской ассоциации владельцев оружия. Они предлагают, наоборот, запретить «травматику», поскольку она, по их мнению, лишь инструмент разрешения конфликтов.

«Когда люди думают, что таким оружием нельзя убить человека, то чаще берутся за ствол, — рассказывает эксперт. — В итоге известно немало случаев, когда резиновая пуля смертельно ранила». Вместо «травматики» он предлагает разрешить ношение боевого оружия в качестве сдерживающего фактора. «Если у каждого при себе будет боевой пистолет, то его собственник дважды подумает, прежде чем выстрелить», — считает эксперт.

Сторонники легализации огнестрельного оружия считают, что если бы грабители знали, что при человеке может оказаться боевой пистолет, — вообще не рискнули бы нападать.

Бывали случаи, когда парень, защищая свою девушку от избиения хулиганами, убил одного из них. Однако суд счёл, что он превысил границы необходимой защиты и приговорил его к заключению, а также обязал выплатить компенсацию родителям нападавшего.

«Какие могут быть границы обороны, — удивляется президент спортивного стрелецкого клуба «Практика» юрист Владислав Збаранский. — Не имеет значения: вооружён ли грабитель, выбивающий двери вашего дома, один он или их несколько, трезв или пьян. Гражданин Украины не обязан быть Рэмбо, чтобы защищать свой дом голыми руками. Частная собственность неприкосновенна».

По его мнению, необходимо регламентировать понятия: что такое огнестрельное оружие, каково его назначение и какие его виды могут находиться в собственности граждан. Также нужно прописать процедуру получения разрешения на приобретение такого оружия, включая курсы правовых основ, навыков безопасного обращения с оружием, аттестацию его владельцев и процедуру лишения такого права. «Сейчас у нас с этим полный хаос», — отмечает Збаранский.

У профессиональных стрелков свой взгляд на оба законопроекта. По мнению президента Всеукраинской федерации прикладных стрелковых видов спорта Сергея Львовича, прежде чем что-то менять, нужно подготовить к этому общество.

«Владение оружием по мере ответственности равносильно вождению автомобиля. Поэтому и требования должны быть аналогичными», — уверен Львович. Он считает, что сперва необходимо создать разветвлённую сеть подготовки будущих собственников оружия. Инструкторов для этого уже предостаточно. При этом «травматику» президент федерации считает псевдооружием. «Поймите, что если кого-то убьют резиновой пулей, найти злоумышленника будет невозможно, — рассказывает он. — А вот боевая пуля после выстрела получает повреждения от прохождения через ствол, которые уникальны, как отпечатки пальцев».

Львович уверен, что если большинство украинцев вооружится, уровень преступности резко упадёт. В пример он приводит Прибалтику и Молдову, где после легализации боевого оружия количество преступлений уменьшилось на 50–70%. В Швейцарии на 8 млн населения приходится 4,5 млн единиц огнестрельного оружия. «Именно благодаря так называемому вооружённому нейтралитету у них практически нет уличных правонарушений», — отмечает Львович.

А вот экс-замминистра внутренних дел, депутат от Батькивщины Геннадий Москаль категорически против каких-либо новшеств. «Надо быть сумасшедшим, чтобы в обществе с африканским уровнем жизни, которое является мировым лидером потребления водки, где каждый четвёртый житель имеет нарушения психики, разрешать огнестрельное оружие», — негодует нардеп. По его мнению, с украинской коррупцией нет никакой гарантии, что оружие не перекочует в руки убийц или грабителей.

regional