Народный депутат от "Свободы" 42-летний Алексей Кайда подходит к гостинице "Украина", в центре Киева
Здесь живет во время сессионных недель. На нем темный костюм и голубая рубашка, на пиджаке значок “Свободы”. Садимся на летней террасе возле отеля. Заказывает двойной эспрессо. Только закрыли сессию Верховной Рады.
– Почему не удается ничего проголосовать? Потому что у оппозиции всего лишь 170 человек. Поэтому мы и оппозиция, – говорит, подводя итоги работы сессии. – Да и у большинства голосов часто не хватает. Какой может быть компромисс между преступной властью, антинародными законами и законами, которые идут на пользу общества? Конечно, иногда приходят законопроекты, за которые голосует и власть, и оппозиция. “Свобода” никогда не голосовала в зависимости от того, кто подал законопроект. Выходим из позиции, идет законопроект в пользу украинскому народу, или нет. Зато говорят, что у большинства есть негласное указание оппозиционные законы рубить.
Какой тогда выход?
– Никогда не говори никогда. Последние события на Николаевщине могут всколыхнуть всю страну. Ибо это последняя капля, последняя граница, за которую перешагнула власть. Революционная ситуация набирает обороты. Возмущение идет от простых людей. Ведь такие случаи, как во Врадиевке, следуют один за другим. А власть тем временем говорит на черное – белое, а на белое – черное. Это возмущает. Не стоит забывать, что акции протеста начались не с политики, а по бытовым вопросам.
Сколько времени нужно на то, чтобы эта ситуация созрела для всеукраинских масштабов?
– Украинская нация – очень хорошая и терпеливая. Но, думаю, что взорваться может и до 2015 года. Людей возмущает, что их не считают за людей. Ситуация уже приближается к такому пику, что выйдут именно против власти, против системы. Пока еще есть молчаливое согласие на все, что происходит в стране. Когда ребят судят за расклеивание листовок, и в то же время пьяные “эсбеушники” сбивают людей и им за это ничего – то это не нормально. Но все это прекрасно знают и молчат. Но в Николаевской области не промолчали. Это позитивный сигнал.
Какими будут действия оппозиции?
– Будем поддерживать, помогать. А дальше нужно взять власть в руки и навести порядок, очистить власть. Чтобы депутаты ходили на сессию, власть не воровала, судьи не выносили преступные решения. Мы уже сейчас собираем информацию о всех судей, представителей милиции, СБУ, прокуратуры. Если не умеет прокурор работать – пусть идет в отставку. Все эти 20 лет во властных структурах не было ответственности. Мы же как раз предлагаем заменить коллективную безответственность на персональную. Тогда в стране будет порядок.
Первое – это люстрация. Без этого ничего нельзя сделать. И делать это никогда не поздно. Разве поздно очистить правоохранительные органы от оборотней в погонах, освободить судебную ветвь власти от взяточников, от продажных прокуроров? Конечно, нет.
В Грузии в свое время ГАИ была самой коррумпированной структурой. Пришел Саакашвили и за два дня всех уволили. От сержанта до генерала. На эти места поставили студентов. Три месяца были определенные трудности, но после – никаких проблем. Попробуйте там дать взятку – сразу упакуют. А у нас за рулем ездят пьяные менты, сбивают людей. Как и мажоры. И им все по барабану. Порядок можно навести. Просто нет желания, поэтому – хаос. У нас есть столько безработных порядочных людей, столько специалистов, что и представить нельзя. Мы заполним все вакансии. А то, что эти люди будут без опыта – даже лучше. Ведь они без опыта брать взятки, воровать, насиловать. Им надо дать высокие зарплаты. Человек должен быть уверен, что является социально и юридически защищеным. И он будет знать: если возьмет копейку, то загремит за решетку.
После люстрации за что следует браться?
– Менять нужно все. Тактическая задача “Свободы” – это программа защиты украинцев. Стратегическая – введение новой национальной Конституции. В ней четко расписано даже то, что местных судей надо выбирать на пять лет. Если “Свобода” будет иметь 226 депутатов, своего президента и премьера, то это можно реализовать менее чем за год.
Эксперты советуют оппозиции уже сейчас обрисовать общий план реформирования страны. Почему до сих пор это не сделано?
– Давайте сначала выиграем, а потом будем говорить о плане действий. Сейчас делить должности не надо. Это разъединяет. Мы уже потом сядем, закроемся и разберемся – как и куда идем. Надо сначала победить этот режим, а не заниматься распределением должностей.
Не получится ли так, что победу получите, но потом никто не будет знать, что делать в стране?
– У “Свободы” есть четкий план действий – программа защиты украинцев.
Но есть еще “Батькивщина” и УДАР. Как с ними будете согласовывать программу?
– Если сейчас сотрудничаем, неужели после победы не сможем? Сейчас есть краткосрочная перспектива – это смена власти в Украине. Следующий шаг – воплощение своих основных принципов.
Ждать до 2015 года?
– Уверен, победа будет при любых обстоятельствах. Потому что я верю в мудрость украинской нации. Она вынуждена будет бороться. Другого выхода нет.
Чего ждать от Януковича до 2015 года, у него есть еще потенциал что-то изменить?
– Он и сейчас все меняет. Только для себя и своей “Семьи”. Перспектива на следующие полтора года: власть и дальше будет грести все под себя. Они прекрасно осознают, что в 2015 году им нужно будет далеко бежать. Понимая это, сейчас действуют по принципу орды – все вымывают. Они как пылесосы – высасывают все, из чего-либо. Из банков, предприятий, бюджета. Сейчас думают, что крепкие и удержат власть. Радуются, имеют золотые унитазы, “Межигорье”, бестселлеры пишут за 30 миллионов. Но на подсознательном уровне есть такой “жим-жим”, когда понимают, что скоро им будет конец. Уже появляются последние капли для того, чтобы полностью смести отсюда “Семью”. Мы убеждены – воры должны сидеть. Думаю, мы этот принцип применим к нынешней власти, когда победим.
Что дает вам надежду?
– Я верю в силу и разум украинской нации. Она действительно многострадальная и заслуживает нормальную власть, нормальные условия жизни. Потому что мало таких народов, которые пережили столько, сколько украинцы. Нация выстояла благодаря глубоким корням, которые тянутся тысячелетиями. Поэтому нас уже никто не уничтожит. Это и вселяет оптимизм. Вообще, у украинцев есть огромная миссия: мы еще Европу спасать будем, – улыбается.
Заканчивает разговор. Говорит, должен бежать на другое интервью.