Верховная Рада Украины прежнего созыва приняла ряд законов, которые фактически ликвидировали все завоевания в сфере охраны окружающей среды, достигнутые за два десятилетия независимости страны, а украинцы этой катастрофы даже не заметили. Об этом заявил заместитель председателя Национального экологического центра Украины Алексей Василюк.
«Произошел фактический коллапс экологического законодательства, — сказал он. — Речь идет о трех законах, принятых еще в прошлом году, и ни один из них не получил серьезного резонанса в СМИ». По мнению эколога, это можно пояснить «бюрократической завесой» в названиях самих актов. Например, один из законов называется — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования выведения земельных участков и изменения их целевого назначения». Между тем, по словам Василюка, «этот закон фактически ликвидирует уникальность особо ценных земель: теперь можно менять назначение земель природно-заповедного фонда, лесного фонда, водоохранных территорий и т.п.».
Другой закон, тоже «о внесении поправок», ликвидировал территориальные органы Минприроды (при том, что во всех других министерствах такие органы действуют). Василюк отметил, что это не просто утрата около шести десятков рабочих мест в каждой области страны. Дело в том, что все природоохранное законодательство до недавних пор реализовывалось именно через эти территориальные органы Минприроды. Например, каждый год все частные и государственные предприятия проходили там согласование своей деятельности, объемы выбросов, вырубки леса и т.д. Теперь их уже месяц как нет, и никаких обещанных законом альтернативных подразделений в структуре областных госадминистраций не создано.
Но если их и создадут, возникнет правовая коллизия, так как облгосадминистрации по закону не могут согласовывать те вопросы, которые согласовывали ликвидированные территориальные органы Минприроды. «Но разве у нас остановились все предприятия, никто не осуществляет выбросов? — задал эколог риторический вопрос. — Предприятия не остановились, просто им теперь не нужно согласовывать ни с кем свою деятельность».
Кроме всего прочего, в экоцентре обеспокоены тем, что неизвестна судьба архивов ликвидированных территориальных органов Минприроды.
Еще один закон касается размещения, проектирования и строительства двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Экологи напоминают, что это «противоречит результатам общественных слушаний», что нет государственной экспертизы, что против строительства возражают ряд стран (Австрия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Молдова, Румыния).
Алексей Василюк подчеркнул, что украинское экологическое законодательство формировалось с первых дней независимости страны и «является одним из лучших в Европе, хотя плохо исполняется». Но эти законы «просто отбросили систему экологического контроля на 20 лет назад». По словам эколога, общественность будет требовать от нового состава парламента отменить эти опасные законодательные акты.