Украинская газовая труба вскоре может стать и российской, к такому выводу пришло российское издание Независимая газета
Украина и Россия вышли на финишную прямую в подготовке проекта двустороннего газотранспортного консорциума. Так в Киеве комментируют состоявшуюся в воскресенье пятичасовую рабочую встречу президентов Путина и Януковича, официальной информации о которой вчера не было. Секретный режим подготовки и тайные переговоры увязываются с возможностью скорого сюрприза наподобие харьковских соглашений. Только теперь речь идет о снижении цены на газ для Украины в обмен на доступ «Газпрома» к контролю над стратегической украинской газотранспортной инфраструктурой.
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ»: «Ни одна украино-российская встреча на высшем уровне никогда не обходилась без обсуждения газового вопроса. Но обычно пресс-службы хоть одной строкой указывали эту тему переговоров, а сейчас – вообще тишина. Возможно, учитывая все прежние безуспешные попытки договориться, стороны решили не выносить на публику новости, которые снова могут быть истолкованы как безрезультатные итоги встречи. Или, напротив, уже обо всем договорились, но ввиду политической сложности вопроса предпочли не раскрывать карты до момента подписания документов».
Как известно, в газовой сфере Украина и Россия нашли компромисс еще к концу прошлого года: в декабре посол РФ Михаил Зурабов сообщил, что стороны готовят проект двустороннего газотранспортного консорциума, в рамках которого может быть снижена цена на газ для Украины. Но в феврале в ситуацию вмешался Евросоюз, представители которого заявили о заинтересованности выступить третьим участником консорциума. За это Украине в очередной раз посулили финансирование модернизации газотранспортной системы (ГТС), а также пообещали поддержку в переговорах с «Газпромом» о снижении цены на газ.
Проблема в том, что российская сторона требует от Украины гарантий, чтобы обезопасить себя от возможных политических рисков. А этот вопрос увязан с правами собственности на ГТС: на сегодня вся стратегическая инфраструктура рядом законов закреплена в госсобственности, даже компания «Нафтогаз» и ее дочерние структуры управляют ею, не владея.
В конце апреля правительство передало в Верховную Раду законопроект, предполагающий внесение изменений в законодательство и снимающий запрет на приватизацию магистральных газопроводов и подземных газовых хранилищ. Оппозиция, как и прогнозировалось, выступила категорически против, обвинила власть в предательстве национальных интересов и призвала граждан к участию в акциях протеста. Партия регионов 20 мая неожиданно решила отложить рассмотрение вопроса. Юрий Корольчук объяснил это нежеланием демонстрировать противостояние в Верховной Раде – с боями и блокированием трибуны – Евросоюзу, который именно сейчас принимает решение о том, подписывать ли с Украиной в ноябре соглашение об ассоциации.
Политолог Сергей Таран считает, что у Партии регионов было и есть достаточно возможностей, чтобы, несмотря на противодействие оппозиции, принять важный для власти закон: «Они, когда хотят, проводят заседания вне стен Верховной Рады, принимают законы, которые глава государства не отказывается подписывать. Могли бы и вопрос о приватизации ГТС так провести». Эксперт полагает, что соратники президента Украины, зная о готовящейся встрече Януковича и Путина, решили приберечь козырь. «Никто ведь не знает, что готовится. Президент Янукович в марте заявлял, что стратегическую инфраструктуру передадут в аренду, но она останется в госсобственности. Теперь, по слухам, обсуждается возможность поделить право собственности на ГТС и хранилища пополам, между украинским участником будущего консорциума и «Газпромом». Форматы могут быть самыми разными», – отметил он.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский сомневается, что отложенный законопроект мог стать предметом торга на президентских переговорах. «Надо понимать, что без отмены запрета на приватизацию газопроводов и хранилищ никакие переговоры вообще не могут продвигаться. Потому что невозможно говорить ни о форматах консорциума, ни о его юридическом оформлении», – отметил он, уточнив, что соглашение о консорциуме – целый пакет договоров. «В этом проекте должны быть увязаны и новые соглашения об условиях поставок газа в Украину и транзита по ее территории, и закачка газа в хранилища, и многое другое», – пояснил эксперт.
В Киеве считают, что позиция украинской стороны на переговорах сейчас усилилась. Эксперты напоминают, что еще в марте премьер-министр Николай Азаров предупредил российское руководство о возможности потери украинского газового рынка. «Сейчас цена на газ, который мы покупаем в России, составляет 530 долларов за тысячу кубометров (без учета 100-долларовой скидки, полученной в результате харьковских соглашений. – «НГ»). Таких цен на рынке нет. Более того, это вынудило нас значительно сократить потребление газа. А выгодно это «Газпрому»? Мы же и дальше будем сокращать. По сути, «Газпром» теряет крупнейшего покупателя. Вот тут надо взвесить: у вас либо есть возможность больше продать товара по более низкой цене, либо меньше, но по высокой. Что для вас более выгодно – посчитайте сами».
С тех пор Украина, несмотря на недовольство руководства «Газпрома», нарастила объемы импорта газа из Германии. И взяла курс на дальнейшее сокращение российских поставок. Примечательно, что накануне встречи Януковича и Путина был обнародован утвержденный в апреле прогнозный баланс газа на текущий год. В документе указан рекордно низкий показатель закупки газа у «Газпрома» – 18 млрд. куб. м. Эксперт по энергетическим вопросам Александр Гудыма сказал агентству УНИАН, что такой план – это не реальные намерения, а способ давления на «Газпром»: «Другого варианта, как запугивать Москву сокращением потребления газа, нет. Все это делается для того, чтобы «Газпром» пошел на уступки».
За несколько дней до встречи президентов Украины и РФ президент Российского газового общества Валерий Язев заявил, что не исключает уступок Украине в цене на газ в случае, «если появится возможность утраты контракта». Он пояснил: «Рынки жалко терять, и никто не говорит, что это хорошо. Но если будут препятствия непреодолимой силы, кто ж их перепрыгнет. Это переговорный процесс, это бизнес и риски. Я одобряю «Газпром», что он, сколько может, держит высокую цену и получает нормальную прибыль, а если появляется возможность утраты контракта, тогда чуть-чуть уступят в цене».
В Киеве отмечают, что ситуация в газовых отношениях давно стала предкризисной. Разрешить ее возможно либо путем создания двустороннего консорциума, либо обращением в Стокгольмский арбитражный суд. Судя по тайным переговорам Януковича и Путина, которые, как ожидается, продолжились в Астане, в Киеве полагают, что стороны избрали «мирный вариант».
Политолог Сергей Таран отметил: «Скоро мы можем стать свидетелями неожиданного подписания очередного пакета соглашений, который, как и в 2010 году, будет назван прорывом. Сейчас нельзя судить, насколько выгодными будут эти договоренности, позволят ли они улучшить украино-российские отношения. Но можно точно сказать, что на имидж украинской власти внутри страны они повлияют негативно. Ведь за что сидит Тимошенко? За превышение полномочий, выраженное в том, что она в момент подписания газовых контрактов 2009 года нарушила процедуру, писала указания от руки, не согласовывая свои действия с правительством. А что сейчас делает президент? Экстренно ездит в Россию на деловые переговоры, вообще никого не посвящая в их суть, что-то обсуждает с лидером другого государства, о чем-то договаривается. Никаких процедур нет и в помине. В политическом смысле это очень опасная ситуация».