Депутат украинского парламента Петр Порошенко выступил с парадоксальным, на первый взгляд, предложением о выдвижении президентом кандидата на пост премьер-министра от оппозиции – вернее, предложить оппозиции выдвинуть своего кандидата
Но в этом допущении, на самом деле, ничего удивительного нет. Более того, оно возвращает нас ко времени победы Виктора Януковича на президентских выборах в 2010 году, когда у нового главы государства не было парламентского большинства и ему – с точки зрения политической, а не местнической логики – просто необходимо было договариваться с оппозиционерами. Янукович и Партия регионов пошли куда более простым путем: «тушки», формирование нелигитимного большинства, компрометация Конституционного Суда, возвращение к старой редакции Основного закона…
Думаю, авторы того плана до сих пор чувствуют себя победителями: ведь им не приходится ни с кем делиться властью. Но сегодня, в ситуации острого экономического кризиса, в котором находится страна, возникает простой и болезненный для президента и его окружения вопрос: что может решить покорное правительство и кого воспринимают в качестве ответчика за его решения?
Конечно, с оппозицией договариваться куда труднее, а самое главное – такие договоренности уничтожают само понимание власти как осваивание потоков. Но зато эти договоренности дают возможность добиться разделения ответственности и даже компетентных решений. Они позволяют совсем иначе строить диалог с международными кредиторами. И никаких политических заключенных в случае формирования коалиционного правительства тоже не может быть.
Могут сказать, что все это – утопия чистой воды, потому что в 2010 году Юлия Тимошенко не собиралась ни о чем договариваться с Виктором Януковичем и воспринимала его как узурпатора. Даже если предположить невозможное – что новый президент был бы склонен к компромиссу – по ту сторону у него не было партнера по переговорам. Но, может быть, в этом случае речь должна идти уже об ответственности всего политического класса за последствия своего неумения договариваться для страны и каждого отдельного гражданина? Тем более, что неконструктивность Тимошенко – уже не доказательство.
После последних парламентских выборов никакого желания обращать внимание на оппозицию – даром что по спискам за нее проголосовало большинство избирателей – тоже нет. А есть совсем другое желание: провести такие выборы, на которых у избирателя просто не будет возможности отдать свой голос за оппозиционный список. Но это уже не только неумение договариваться с политическим конкурентом – это и нежелание договариваться с самими гражданами. И если отсутствие тяги к компромиссу на уровне политических сил опасно для политической системы, то такое же отсутствие на уровне взаимоотношений общества и власти опасно уже для самого государства.