Этими двумя кодексами — Налоговым и Трудовым — людей попросту загонят в рабство. Нынешний КЗоТ намного лучше защищает наемного работника, чем Кодекс, проталкиваемый «реформаторами». Принятый только в первом чтении Трудовой кодекс уже приобрел такую дурную славу в обществе, что может потягаться даже с Налоговым
Почти месяц Киев жил в состоянии противостояния. Сначала предприниматели ждали понимания от народных депутатов, потом — апеллировали к президенту. Все это время противники Налогового кодекса надеялись. Хотя и не верили, что Виктор Янукович ветирует документ. Это случилось во вторник, 30 ноября, на специально созванном совещании в аэропорту Борисполь.
Президент поручил проработать до 2 декабря отдельные разделы Налогового кодекса. «Все, что касается защиты прав товаропроизводителей, бизнеса, там, где они нарушены, в части чего, на ваш взгляд, нужно изменить», — сказал президент Янукович. После того как рабочая группа, в которую войдут и организаторы «Налогового Майдана», внесет свои изменения, президент ознакомится с ними и вернет документ в Верховную Раду.
Майдан опустел. Но все же расслабляться державным мужам не стоит. В парламенте уже ждет своей очереди Трудовой кодекс. Любопытно, что в последние дни митингующие требовали не только ветировать Налоговый кодекс, но и не принимать Трудовой. И это неудивительно. Ведь Налоговый кодекс — общая «беда» только для предпринимателей и простых реализаторов, чье материальное благосостояние напрямую зависит от успешности бизнеса работодателя. В то же время Трудовой кодекс возведет между работодателем и наемным работником весьма внушительную баррикаду. И кто знает, не потеряет ли простой реализатор работу, если надумает снова поехать на Майдан.
Впрочем, в Украине наемных работников значительно больше, чем предпринимателей и продавцов вместе взятых. Принятый только в первом чтении Трудовой кодекс уже приобрел такую дурную славу в обществе, что может потягаться даже с Налоговым.
«Если проект Трудового кодекса будет выноситься на рассмотрение парламента в той редакции, в которой его сегодня хотят принять, можно ожидать новых акций протестов, — утверждает глава Национального форума профсоюзов Украины Мирослав Якибчук. — И эти протесты будут гораздо мощнее. Не надо думать, что люди не знают, какой документ хочет принять парламент. Да этими двумя кодексами (Налоговым и Трудовым — ред.) людей попросту загонят в рабство. Нынешний КЗоТ намного лучше защищает наемного работника, чем Кодекс, принятый в первом чтении».
Главное замечание Национального форума профсоюзов: законопроект сужает права и возможности защиты интересов наемных работников, что запрещено Конституцией. В частности, новый Кодекс позволяет работодателю своими указами и распоряжениями регулировать трудовые отношения — без согласования с сотрудниками, профсоюзами и государством.
Кроме того, на предприятиях разрешается устанавливать 48-часовую рабочую неделю, то есть 10- и даже 12-часовой рабочий день. Эти сроки также не нужно согласовывать с профсоюзами. Особенно тяжело придется сотрудникам малых предприятий. Если сейчас об изменениях условий работы или об увольнении работодатель обязан предупредить сотрудника за два месяца, то согласно Трудовому кодексу — всего за две недели.
Более того, работодатель получает право в одностороннем порядке — без профсоюзов и суда — определять личную материальную ответственность сотрудника. Сами же профсоюзы поделены на репрезентативные и нерепрезентативные, что в интерпретации власти фактически будет означать разделение профсоюзов на «правильные» и «неправильные».
Мирослав Якибчук уверен: новый Трудовой кодекс открывает дорогу для безосновательных увольнений, бесконечных обвинений относительно реального или мнимого ущерба и сопутствующих им штрафов и отчислений из зарплаты.
«Есть просто маразматические нормы, например, сотрудника можно уволить за то, что он вел себя неадекватно вне работы! При этом по собственному желанию сотрудник уволиться не может. То есть работник должен только выполнять указания руководства и молчать. А норма о скрытом наблюдении за сотрудниками, в частности видеонаблюдении? Разве эта норма не нарушает главное конституционное право граждан на личную неприкосновенность?! Не защитит наемного работника и суд. Потому что суды у нас длятся по два-три года… То есть работодатель фактически получает неограниченные права», — говорит Якибчук.
Национальный форум профсоюзов сформировал свои замечания и предложения к Трудовому кодексу и намерен добиваться, чтобы они были учтены во время рассмотрения документа во втором чтении. «Авторы Кодекса — депутаты, члены самой богатой партии. Они выполняют заказ олигархов. Причем выполняют цинично — руками бывших и нынешних профсоюзных лидеров», — гневно подытоживает лидер форума профсоюзов.
Об урезании прав наемных работников говорят не только профсоюзы, но юристы. Также о своем намерении не голосовать за Трудовой кодекс сказали коммунисты.
С трибуны Верховной Рады депутат Алла Александровская заявила, что законопроект носит явно дискриминационный характер: «Мы видим, что он характеризуется усилением прав работодателей и ослаблением прав наемных работников. В качестве примера можно привести статьи относительно материальной ответственности: пять статей, регулирующих ответственность работодателя, и 20 — работника».
Рассмотреть Трудовой кодекс во втором чтении парламент должен был еще до конца 2010-го. Однако неделю назад спикер Владимир Литвин сообщил, что в нынешнем году закон точно не появится.
Авторы Трудового кодекса — депутаты-“регионалы” Василий Хара, Александр Стоян и Ярослав Сухой — в свою очередь утверждают, что в стране разворачивается хорошо подготовленная кампания по дискредитации Трудового кодекса. И разворачивают ее — малый бизнес и отдельные профсоюзы. Бизнесу, дескать, очень не хочется попадать под регламентацию трудовых отношений, то есть отвечать за жизнь наемных работников, условия их работы, зарплату и будущую пенсию. Ну а профсоюзы, по словам авторов Кодекса, просто борются за свое место под солнцем.
«В нашем Кодексе четко оговорено, что без профсоюза уволить, оштрафовать человека нельзя. Если профсоюз против, работодателю придется идти в суд. Но в СССР был только один профсоюз, а сейчас их много. И часто в профсоюз входят „я, моя жена и кум“, — поясняет свою позицию один из авторов Кодекса, представитель Партии регионов Ярослав Сухой. — Лидеры таких профсоюзов хотели, чтобы назначение на руководящую должность также проходило по согласованию с профсоюзом. Мы это категорически отбросили. Иначе рейдерский захват предприятия стал бы пустячным делом — „уговорить“ несколько членов профсоюза голосовать так или иначе не так уж и сложно».
Также авторы Кодекса уверены, что уже давно следует увеличить ответственность наемного сотрудника за недобросовестную работу либо разглашение коммерческой тайны. Что же касается продления рабочего дня или недели, так это относится к предприятиям с постоянным циклом производства либо же в случае форс-мажора. Но в итоге сотрудник все равно отработает не более 160 часов в месяц.
«При этом в нынешнем КЗОТ ничего нет о возможной длительности рабочего дня, и мы часто видим людей с красными глазами и спящих на ходу. А в новом Кодексе четко сказано — не больше 12 часов! Все лишние часы компенсируются в виде отгулов или оплачиваются дополнительно».
Порадовать наемных работников должна и норма о том, что за невыплату зарплаты в четко установленный срок работодатель платит пеню, то есть за каждый день просрочки выплачивает сотруднику повышенную ставку. В общем, по словам Сухого, ни о каком сужении прав наемного работника речь не идет. Тем не менее отрицать тот факт, что Кодекс расширяет права работодателя, депутат не стал. И напомнил, что документ разрабатывался под эгидой Международной организации труда, американских и европейских агентств. Все замечания тщательно изучались рабочими группами, в которые входили представители Кабинета министров, федерации работодателей и профсоюзов.
Ярослав Сухой убежден, что страна с рыночной экономикой просто не может жить по КЗОТ, принятом в 1971 году. И с этим трудно спорить. Впрочем, как и с тем фактом, что народ имеет право выйти на акцию протеста, если власть принимает непопулярные решения и не стремится к диалогу.
P.S. Кстати, после Трудового кодекса парламент возьмется за Жилищный…