На следующей неделе, за год до очередных парламентских выборов, Верховная Рада планирует рассмотреть новый избирательный закон. Проект документа, на который ориентируется власть, был на днях официально обнародован и вызвал возмущение оппозиции, а также замечания международных организаций
Некоторые политические силы в Украине заговорили о необходимости бойкотировать выборы, чтобы не позволить команде Януковича окончательно монополизировать власть.
Сегодня-завтра проект документа оценит Венецианская комиссия – Европейская комиссия за демократию через право. Ровно полгода назад авторитетный европейский орган уже рассматривал проект украинского закона и выступил с его резкой критикой. После чего украинский Минюст доработал документ, учтя часть замечаний европейцев, и снова подал его в международные организации.
Предложения ужесточить контроль за финансированием предвыборных кампаний, четко определить границы избирательных округов, обеспечить публичный доступ к протоколам заседаний избирательных комиссий украинская сторона приняла. Но от своего варианта обжалования итогов выборов по отдельным округам, запрета на участие в предвыборной агитации иностранцам и сжатых временных рамок регистрации кандидатов не отказалась. Неуступчивыми оказались авторы законопроекта также в вопросе принципа формирования избирательных комиссий.
Один из лидеров оппозиционной партии Свобода Андрей Ильенко выразил обеспокоенность: “Не важно, как голосуют, важно, как считают. Мы в Украине в этом уже не один раз убеждались”, – пояснил он, отметив, что нынешнее парламентское большинство пытается оттеснить непарламентские партии от контроля за выборами.
Ровно полгода назад авторитетный европейский орган уже рассматривал проект украинского закона и выступил с его резкой критикой.
Руководитель общественной организации “Комитет избирателей Украины” Александр Черненко подтвердил украинским СМИ, что принцип равных возможностей при формировании избирательных комиссий в законопроекте нарушен: “Предпочтения отдаются партиям, которые уже находятся в парламенте, поэтому не все представители политических сил, желающих пройти в Верховную Раду, смогут быть представлены в избирательных комиссиях”. Он считает, что это далеко не единственный недостаток нового избирательного закона: “В целом система, которая вводится сейчас, – два шага назад по сравнению с прежней избирательной системой”. Черненко уверен, что введенную в начале 2000-х пропорциональную систему выборов следовало усовершенствовать, в первую очередь ввести норму об открытости партийных списков, чтобы избиратели могли ознакомиться не только с первой пятеркой кандидатов от каждой партии, но и со всем списком.
Ранее оппозиция разработала полтора десятка законопроектов, сделав ставку не на замену, а на усовершенствование прежней избирательной системы. Все эти документы Верховная Рада рассмотрела в один день – 4 октября – и усилиями пропрезидентского большинства отклонила их.
Новый документ, разработанный представителями парламентского большинства и предварительно одобренный президентом, был зарегистрирован в Верховной Раде до обнародования выводов Венецианской комиссии. Это, по мнению экспертов, может свидетельствовать о намерении утвердить закон независимо от новых указаний европейцев.
Сейчас в Верховную Раду от оппозиции теоретически имели бы шанс пройти несколько партий: БатькивщинаЮлии Тимошенко, Свобода Олега Тягнибока, Фронт перемен Арсения Яценюка,Удар Виталия Кличко.
Главными новшествами зарегистрированного документа являются, во-первых, возвращение к смешанной системе выборов: 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, столько же – в мажоритарных округах; во-вторых, запрет на участие в выборах блокам партий; в-третьих, повышение проходного барьера с 3 до 5%. Представители оппозиции абсолютно убеждены, что проект готовился в интересах правящей Партии регионов, которая располагает административным ресурсом, достаточным, чтобы провести своих кандидатов по мажоритарной системе. Кроме того, партии, которые до сих пор выступали тактическими союзниками регионалов, под угрозой оказаться за бортом парламента вынуждены будут влиться в партию власти и таким образом усилить ее позиции. “У нас создается что-то наподобие “Единой России”, но только делается это по-украински: командно-административными методами, примитивно и топорно”, – пояснил НГ суть происходящего один из политиков, формально входящих в состав пропрезидентского лагеря.
На противоположном фланге пока царит хаос. По словам руководителя Института украинской политики Константина Бондаренко, сейчас в Верховную Раду от оппозиции теоретически имели бы шанс пройти несколько партий: Батькивщина Юлии Тимошенко, Свобода Олега Тягнибока, Фронт перемен Арсения Яценюка, Удар Виталия Кличко. Но за год многое может измениться, отметил эксперт.
В лагере оппозиции сейчас звучат два основных призыва: объединиться и создать общий предвыборный список или бойкотировать выборы, чтобы мир не признал их результаты. Приговор Юлии Тимошенко внес дополнительную сумятицу в ряды оппозиционеров. “Если бы оппозиция объединилась, то превратилась бы в серьезного противника команды Януковича. Но что мы видим после приговора Тимошенко? Каждый из десятка лидеров оппозиции объявляет о собственных планах, стремясь, видимо, под шумок взять на себя роль “самого главного оппозиционера”. Вряд ли они договорятся”, – отметил эксперт Института Горшенина Владимир Застава.