Кому понадобилось преследовать защитника Тимошенко, грозит ли ему реальный тюремный срок и почему делом о насилии в семье занимается Генпрокуратура.
Возобновление преследования адвоката Юлии Тимошенко накануне финального отчета миссии Кокса-Квасьневского, решающего судьбу ассоциации Украины и ЕС, – плохая новость для еврооптимистов. Характер фарса этому делу придает и то, что расследовать бытовою ссору приличной давности взялось Главное следственное управление Генпрокуратуры. При этом главная, моральная сторона вопроса – бил свою жену оппозиционный политик или нет, заинтересованных лиц волнует меньше всего. Сегодня Печерский районный суд Киева определит для Сергея Власенко меру пресечения. Что стоит за новой, внезапной волной преследования Власенко, насколько в этом деле важна персона самого подозреваемого – свои версии происходящего для ЛІГАБізнесІнформ высказали политические и правовые эксперты.
Привет Коксу и Квасьневскому
Возобновление уголовного дела трехлетней давности в отношении Власенко – это попытка спровоцировать оппозицию на эмоциональную реакцию, которая притормозила бы проходящий сейчас в Раде переговорный процесс о поисках вариантов лечения Тимошенко за рубежом. В этом случае подписание соглашения об ассоциации с ЕС, скорее всего, не состоится. Так считает политолог, профессор кафедры НаУКМА Алексей Гарань. “Партия регионов всячески затягивает, блокирует решение вопроса Тимошенко. Выглядит так, что президент Янукович всерьез рассматривает возможность неподписания соглашения в Вильнюсе, но при этом пытается снять с себя ответственность. В этом он большие надежды возлагает на непродуманные шаги оппозиции по срыву переговорного процесса. Вот для чего нужен Власенко”, – говорит политолог. Грозит ли Власенко тюремный срок? Гарань считает, что последствия могут быть самые непредсказуемые, так как в нашей стране правосудие – категория весьма условная.
С тем, что оппозиционный адвокат сам по себе не нужен ни Генпрокуратуре, ни власти в целом, соглашается Андрей Золотарев, политолог, руководитель центра “Третий сектор”. “В деле Власенко право используется в политических целях. Это яркая иллюстрация избирательности правосудия. Три года делу не давался ход, а сегодня подгадали и реанимировали его как раз под саммит в Вильнюсе. Это дело – четкий знак Евросоюзу о том, что игра продолжается, и желание украинской власти подписать ассоциацию – не такой уж свершившийся факт”, – считает Золотарев. Адвокат Тимошенко используется властью в качестве живого ориентира, сигнала для более серьезных игроков. В духе “Вы хотите Тимошенко? Чтобы вы понимали, что мы об этом думаем, вот вам фокус с ее защитником”.
Отметим, что эта версия, наверное, не понравилась бы самому Власенко. Он, по итогам вчерашнего допроса в ГПУ, настаивал на своей незаменимости в деле Тимошенко, и о том, что что заказчики ее уголовных дел хотят ослабить защиту экс-премьера.
Несколько уголовных дел против Тимошенко, обвинительный приговор и заключение экс-премьера уже сами по себе говорят о том, что КПД ее защиты – величина условная. Дело здесь не в профессиональных качествах Власенко и команды, а, скорее, в особенностях отечественного судопроизводства и политическом характере дел Тимошенко. “В данном случае речь о политике. У Тимошенко сильная команда защитников, которая не держится на одном лишь Власенко. Но самое главное – в деле Тимошенко роль адвокатов вообще преувеличена”, – считает Золотарев.
Говоря о роли личности в судах и прокуратуре, стоит вспомнить бывшего первого замгенпрокурора Рената Кузьмина, с которым связывали первые вызовы Власенко в ГПУ в марте нынешнего года. Взаимные оскорбления Кузьмина и Власенко давали повод предполагать, что за преследованием адвоката стоит личная инициатива политически активного замгенпрокурора. Но Кузьмина в Генпрокуратуре уже нет, а проблемы Власенко, тем не менее, не прекратились.
Уровень прокуратуры
“Инкриминируемое Сергею Власенко нанесение телесных повреждений жене если и имело место, то около двух лет назад, поэтому сроки давности привлечения к уголовной ответственности закончились. И сам “сюжет” подозрения даже мыльной оперы не достоин. Дело против Власенко – позор нашего государства. Да и с какого времени ГПУ занимается делами о легких телесных повреждениях?” – так эмоционально прокомментировала дело и роль нем Генпрокуратуры юрист Валентина Теличенко (адвокат Мирославы Гонгадзе, – ред.) По ее мнению, дело Власенко несостоятельно с юридической точки зрения и рано или поздно обернется необходимостью выплатить компенсацию за его незаконное преследование.
Дело Власенко – не уровень Генеральной прокуратуры, это понимают и в ГПУ, однако не могут противиться приказам первых лиц – реальных инициаторов игры, частью которой оказался адвокат Тимошенко. Так считает политолог, директор социологической службы “Украинский барометр” Виктор Небоженко. “Такие дела обычно рассматривают районные или городские прокуратуры, но никак не Генеральная. Уверен, что в ГПУ самим стыдно, что приходится заниматься семейными разборками. Над Генпрокуратурой будут тихо смеяться прокуроры и следователи низшего звена”, – говорит Небоженко.
По мнению эксперта, сегодняшнее давление на Власенко – это продолжение издевательства над Тимошенко, попытки дискредитировать, выставить в аморальном свете ее адвоката, но реального срока Власенко не получит. “Большие неприятности его не ждут – они исчезнут к 29-му ноября, после саммита в Вильнюсе, как бы он ни завершился. После чего Генпрокуратура с отвращением забудет об этом деле”, – считает эксперт. Кстати, Александр Плахотнюк, адвокат Сергея Власенко, настаивает, что по статье УК, которую инкриминируют его подзащитному, никакие меры пресечения законом не предусмотрены, то есть не то что арест, но даже денежный залог или подписка о невыезде на время следствия – невозможны.
Путин. Акция прикрытия
Еще одну версию причин черной полосы в жизни Власенко назвал политтехнолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец. Он также считает, что защитник Тимошенко может использоваться для попытки срыва ассоциации с ЕС – через провокацию оппозиции. Но это не единственная версия. “Скандальным вбросом дела Власенко в информационное поле власть пытается заглушить другую тему – таинственных переговоров Януковича и Путина в минувшие выходные. Где был наш президент? Что было предметом из беседы и какими будут результаты их встречи? Некоторое время, обсуждая Власенко, общественность и СМИ будут слишком заняты, чтобы говорить и писать о Путине и Януковиче”, – сказал Березовец.
Несмотря на конспирологичность этой версии, стоит отметить, что тема Власенко действительно вытеснила факт последних секретных переговоров Януковича и Путина из политической повестки дня. Во всяком случае, оппозиция принялась увлеченно обсуждать сюжет о Власенко. Кстати, Березовец также считает, что тюрьма адвокату Тимошенко не грозит.
Напомним, что возобновление старых уголовных дел – актуальный тренд украинской правоохранительной системы. В октябре за драку в Одессе шестилетней давности был арестован и сейчас ожидает решения суда в СИЗО экс-депутат-регионал, скандальный одесский бизнесмен Игорь Марков. Даже если в обоих случаях вина фигурантов будет доказана, избирательный характер преследования будет очевиден – правосудие используется в политических целях, и у каждого, даже казалось бы забытого, уголовного дела есть будущее. Особенного если его фигурант – политик или видный общественный деятель.