Слухи о передаче “Укртелекома” в управление СКМ Рината Ахметова накануне парламентских выборов могут быть свидетельством как усиления позиций Уважаемого, так и испытываемых им проблем
Сейчас существует три базовых версии появления информации о том, что номинальный собственник “Укртелекома” австрийская компания EPIC готова передать естественную монополию в управление СКМ Рината Ахметова и даже продать ему миноритарную долю. В чем-то эти сценарии поддерживают друг друга, а в чем-то — взаимоисключают.
Игры статуса
После короткого шока, связанного с публикацией информации о переговорах между нынешними владельцами телеком-монополии (интересы которых представляет глава президентской администрации Сергей Левочкин) и Ринатом Ахметовым, члены наблюдательного совета “Укртелекома” заявили, что СКМ не единственная компания, с которой ведутся переговоры.
Судя по тону заявлений, представители “Укртелекома” (скорее всего — небезосновательно) считают виновником слива информации о переговорах СКМ. Объективно это единственная сторона переговоров, заинтересованная в засветке информации в СМИ.
Само желание обнародовать информацию о переговорах свидетельствует как о неуверенности СКМ, что их таки выберут в качестве потенциального партнера Семьи в “Укртелекоме”, так и о желании лишний раз подчеркнуть статус Рината Ахметова. Де “власть в предверии выборов рассчитывает на поддержку Уважаемого и, дабы обеспечить его лояльность, бросает ему жирные куски”.
Ситуация напоминает информационный слив образца конца июня, когда назначение новым руководителем “Укроборонпрома” Сергея Громова (последний этап карьеры которого разворачивался на предприятиях “Метинвеста”) стало знамением того, что приватизация отечественного ВПК будет происходить под диктовку Рината Леонидовича. На поверку выяснилось, что Громов является креатурой нынешнего губернатора Донецкой области Андрея Шишацкого, который не просто сверхлоялен Семье, но и со времен своей работы на Харцызском трубном заводе имеет “огромный зуб” на СКМ вообще и на Рината Ахметова в частности.
Видимо, подоплекой слива об “Укртелекоме” было аналогичное желание СКМ продемонстрировать широким кругам общественности (узкие ведь и так понимают, как все обстоит на самом деле), что “мы рулим, нас еще не списали со счетов, наш акционер еще ого-го и всем покажет… ”
Деньги плюс менеджмент
Впрочем, не будем отрицать тот факт, что переговоры между представителями Семьи и СКМ имели место. Сегодня “Укртелеком” остро нуждается в деньгах, так как российский Сбербанк требует досрочно погасить выданный осенью 2011 года кредит в размере 250 млн. долларов. Ни один банк не согласился прокредитовать “Укртелеком”, чей долг по банковским кредитам сегодня превышает 700 млн. долларов.
Учитывая, какие усилия Семья приложила к тому, чтобы отвадить всех потенциальных претендентов на “Укртелеком” в процессе приватизации 92,7% акций в прошлом году — выписанные под EPIC условия конкурса не позволили участвовать в нем Deutsche Telekom, France Telecom, Nortelecom, “Связьинвесту” и VimpelCom — понятно, что когда понадобились деньги, вернуть “потенциальных женихов” оказалось уже невозможно.
В этой ситуации самым оптимальным претендентом на роль “скупщика краденого” и оказался до боли знакомый Семье — СКМ. Тем паче в отраслях, где существует сильное госрегулирование (как-то электроэнергетика или углепром) конгломерат Рината Ахметова традиционно чувствует себя как рыба в воде, стремясь по возможности сформировать монополию, дабы аккумулировать все преимущества нахождения в отрасли, чьи тарифы регулируются государством, а субсидии оплачиваются бюджетом.
В случае с “Укртелекомом” СКМ даже не надо создавать монополию. Бывший государственный телеком-оператор контролирует более 70% рынка фиксированной связи и ему принадлежит единственная в стране 3G-лицензия на услуги мобильной связи. А самое главное — “Укртелеком” — это оптоволоконные национальные и участки трансконтинентальных каналов связи, коммутационные центры и кабельная канализация. Именно то, без доступа к чему ни один другой оператор связи (мобильной или фиксированной) не сможет развивать свою сеть в Украине.
Однако в версии приглашения компании Рината Ахметова на княжение в “Укртелекоме” есть одно слабое звено. Деньги у СКМ действительно имеются (только дивиденды “Метинвеста” в нынешнем году составят более 0,5 млрд. долларов, но при этом послужной список компании Ахметова в телекоммуникационной сфере — сплошная череда неудач и разочарований. Третий по размерам мобильный оператор Украины “Астелит”, в котором СКМ владеет более 45%, уже десятилетие играет роль “черной дыры” в империи Ахметова. За это время он не показал ни одного рентабельного года, пережил технический дефолт и по большому счету держится лишь на энтузиазме второго акционера “Астелита” турецкой Turkcell. От своего второго телеком-актива Vega СКМ безрезультатно пытается избавиться последние два года.
Семья думает о Ринате
Отдавая должное управленческим талантам СКМ, Семья тем не менее вряд ли готова делать бесплатные подарки Ринату Ахметову в предверии выборов, которые она собирается во чтобы то ни стало выиграть. В то же время Виктор Федорович не хочет, чтобы Ринат Леонидович сильно отдалялся от “регионов” и раскладывал яйца по разным корзинам: от “Украины — вперед!” — до Объединенной оппозиции.
Единственная возможность в долгосрочной перспективе удержать крупнейшего олигарха Украины на коротком поводке и не дать ему начать собственную игру, направленную на смену существующего режима — перекрестное опыление. Например, вхождение СКМ в “Укртелеком” может быть вполне компенсировано вхождением структур Семьи в сам СКМ. Тем более, что отследить последнее будет довольно проблематично — группа Рината Ахметова при всей декларируемой прозрачности представляет собой компот из кипрских, голландских и прочих офшорок.
Поэтому остается ожидать дополнительных оменов. И если СКМ в ближайшее время обломится что-нибудь существенное, помимо “Укртелекома”, можно не сомневаться: Рината приняли в Семью.