Если общество никоим образом не будет ограничивать власть, то механизм референдума будут использовать. Об этом сказал политолог Алексей Голобуцкий, комментируя принятие закона о референдуме.
Он отметил, что основной целью закона о референдуме является голосование за новую редакцию Конституции.
“Здесь, в принципе, все логично. Думаю, что все остальное – это уже политические вопросы, которые нужны для того, чтобы отвлечь внимание. Например, тот же Таможенный Союз. Ведь в Таможенный союз можно вступить и проголосовав в Верховной Раде, для этого есть все возможности. Так же и относительно позиции оппозиции по декриминализации статей, по которым осуждена Тимошенко”, – подчеркнул эксперт.
Голобуцкий добавил: “Все очень просто. В нашей стране есть 20-летний института выборов с ЦИК, с институтами, которые следят за ними, с парламентом и т.д. Но мы не можем провести демократические прозрачные выборы. Поэтому вопрос, для чего нужен референдум – риторический. Если мы не можем традиционный инструмент использовать правильно, то чего ожидать здесь?”.
Политолог также рассказал, что в мире референдум используют или страны с высоким уровнем демократии, или, наоборот, авторитарные режимы.
“Во всем мире есть две позиции. Первая – референдум как проявление высокого уровня демократии. Разрешить это себе могут такие страны как Швейцария, Великобритания. Вторая – авторитарные режимы, которые используют это для себя. Им не подходят традиционные методы легализации, поэтому они используют такие”, – пояснил он.
В тоже время Голобуцкий заверил, что все же белорусского варианта референдумов у нас не будет.
“А нас есть работающий, хотя и плохо, институт выборов. Да и мы достаточно зависимы от внешнего фактора, от того, как на нас смотрят другие. Это было понятно даже с этими выборами. Поэтому я не думаю, что у нас возможен белорусский вариант. Хотя конечно, попытки сделать что-то такого рода будут. Вероятно, во власти есть все же группы влияния, которые считают, что этот механизм можно воплотить в жизнь”, – подчеркнул он.
Эксперт добавил: “Посмотрим даже на нашу страну: кто по закону может собрать три миллиона подписей? У кого больше на это шансов – у оппозиции, или у власти, которая имеет госадминистрации, милицию и СБУ? Поэтому, если общество никоим образом не будет ограничивать власть, то, конечно, механизм референдума будет использовать”.