Еще недавно встречи президентов России и Украины были столь частыми, что становились темой для анекдотов
Виктор Янукович и предшественник Владимира Путина на посту президента России Дмитрий Медведев просто придумывали поводы для встреч — вроде знаменитого автопробега по бездорожью и разгильдяйству, в котором отметились главы государств.
Владимир Путин, растерявший собеседников после безвременной кончины Махатмы Ганди, предпочитает Януковичу журавлей. И это неудивительно. Российская сторона после победы на президентских выборах эксплуатировавшего тему интеграции с Москвой, русского языка и прочие приятные Кремлю темы политика рассчитывала на блицкриг — и, не дождавшись его, возненавидела «предателя» с Банковой.
Похожая история в российско-украинских отношениях уже была. После того как в 1994 году было принято решение поддержать на президентских выборах в Украине не демонстрировавшего самостоятельность Леонида Кравчука, а обивавшего пороги подмосковных дач Леонида Кучму, в Кремле тоже рассчитывали, что новый президент, воспринимавшийся и Россией, и частью украинского общества как кремлевский ставленник, быстренько подпишет все необходимые соглашения, допустит тогда еще поджарых «олигархов» на украинские предприятия, решит вопрос флота и — может быть даже — отдаст России Крым, тогда возглавляемый другим кремлевским ставленником, комичным Юрием Мешковым. Но россияне просчитались.
У Кучмы быстро закружилась голова от самого призрака власти и будущих денег, которыми он не хотел делиться с бывшими благодетелями. Началось строительство «олигархической» Украины — а не субъекта России. О флоте дискутировали несколько лет, Мешкова из Крыма эвакуировали. У Леонида Даниловича хватило ума не ссориться лично с Борисом Николаевичем — но для России он был потерян. «Дожали» Кучму только на излете его полномочий — отвергнутый Западом, он подписал соглашение о создании ЕЭП, оказавшееся при ближайшем рассмотрении очередной «разводкой» России: правительство премьера Януковича благополучно заболтало процесс работы над этим историческим документом. За что Виктору Федоровичу отдельное спасибо.
Янукович в этой истории отличается от Кучмы только одним: он умудрился поссориться лично с Путиным, перейти из категории политических «предателей» и «разводчиков» в личные враги. Поэтому российскому президенту совершенно невозможно договариваться с украинским коллегой. Ему необходимо именно что «дожать» Януковича — но не так, как Кучму, которому, даже дожимая, оказывали публичное уважение. Ему необходимо «дожать» Януковича так, чтобы публично унизить, чтобы и в России, и в Украине, и в мире убедились: тот, кто стоит рядом с Путиным — несмотря на весь свой рост и габариты — никто, просто тот, кто исполняет распоряжения и присутствует в соседнем кресле только потому, что протокол так велит, а не потому, что является настоящим президентом.
Россия тщательно выстраивает эту декорацию унижения — прежде всего потому, что такие декорации нравятся Путину и унижать ему мало кого осталось — с Назарбаевым так не поговоришь, даже Лукашенко может вспылить, а все остальные так вообще больше не ползают под троном. А хочется! Но Янукович запрашивает за участие в представлении слишком высокую цену. Виктор Федорович и Владимир Владимирович похожи тем, что любят глумиться бесплатно.