Кандидаты в народные депутаты уже после выборов используют отморозков-сумоистов, платят судьям и членам окружкомов.
Как сообщает программа “Деньги” на 1+1, все начиналось мирно – народ онлайн наблюдал за ходом голосования. Думали – не зря все же миллиард гривен на камеры из бюджета выписали. Но махинации громко постучали в дверь сразу по окончании волеизъявления. Разбрасывание журналистов, избиения наблюдателей, похищение протоколов, забрасывание камнями окон и автобусов, заламывания рук и слезоточивый газ – именно таким запомнится украинским выбор-2012.
Поэтому журналисты и решили выяснить, сколько стоит сфальсифицировать выборы: “Мы предупреждали, что будет 15-20 мажоритарщиков-отморозков, которые ради своей победы будут делать все возможное. Так оно и произошло”, – объясняет председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
По всей стране появились “горячие точки”. Это избирательные округа, где не могут определить победителя. На Киевщине, в Николаевской, Черкасской областях, Виннице. В Украине их почти полтора десятка. Одной из особенностей “Ночи выборов”, которая затянулась на полторы недели, стали десятки парней в шапочках и темной одежде, которые регулярно избивали и запугивали других граждан. Как выяснилось, эти люди продаются – один их “рабочий день” стоит 250 грн. На 223 избирательном округе (округ Пилипишина-Левченко) заметили даже вице-чемпиона мира по сумо Дмитрия Слепченко.
Но плата за бойцов, которые готовы бить граждан – копейки. Гораздо больше кандидаты в депутаты готовы отдать за лояльность членов окружных избирательных комиссий. “Пришли люди от Гереги. Говорят – надо протоколы поменять, 4000 долларов за это. Я отказался. Тогда предложили пять тысяч”, – рассказывает заместитель председателя 215 избирательного округа.
В этом киевском округе сошлись в схватке миллионер и одновременно секретарь столичного городского совета Галина Герега и свободовец Андрей Ильенко. Герега уже поблагодарила с бигбордов за победу, но оказалось, что Ильенко впереди. Поэтому ее сторонникам пришлось бить журналистов. Но физической силы, похоже, оказалось мало: “Готовились к выезду в ОИК, ко мне подошел заместитель от Герега и говорит:” Вы не хотите заработать деньги? “Я говорю – а как? Ну надо протоколы поменять, 4000 долларов за это. Я сказал – я таким не занимаюсь. Он сказал – ну а 5000? ” – рассказывает заместитель председателя ОИК, как оказалось, его пытались купить по дешевке: “Если говорить о членах ОИК, то можно говорить о 10 тысячах долларов. А бывает и 15, 20 и 30 тысяч долларов – это когда ситуация заходит в тупик”, – поясняет Черненко.
Но главные тренды этих выборов – “Беркут”, который щитами и слезоточивым газом прокладывает дорогу в Раду некоторым кандидатам, и исчезновения членов окружных избирательных комиссий. Как говорят эксперты, исчезновение членов ОИК – это взвешенный шаг. Пока нет большинства членов, комиссия не работает, затягивается время. Тогда протоколы забирает ЦИК, а там по дороге может случиться все, что угодно – например, пропасть протоколы.
В частности, в Черкасской, по словам местных жителей, кандидат в депутаты, известный бизнесмен и политик Богдан Губский не смог примириться с поражением – здесь растворились в воздухе сразу 8 членов участковой комиссии, во главе с председателем. Очевидцы говорят, что Губский собрал их всех в машину и вывоз. Еще один вариант получить депутатский мандат против воли избирателя – суды и “Беркут”. Именно через решение суда о пересчете на Николаевщине спецназ ворвался за протоколами. Противостояние здесь еще продолжается.
Существуют варианты без особого насилия, но также при поддержке “Беркута” и суда. На Киевщине в 94 округе временную победу отпраздновала регионалка Татьяна Засуха. До последнего она проигрывала оппозиционеру Романюку почти 10 тысяч голосов. Но суд решил, что тридцать тысяч человек голосовали зря. И признал недействительными результаты выборов почти на 30 участках. Десятки тысяч голосов избирателей просто не засчитали. Окружная избирательная комиссия уже поздравила Татьяну Засуху с победой.
“Если говорить о судьях, то цены больше, чем обычно платят за судебные решения, потому что здесь все же выборы. Это может быть и сто, и более тысяч долларов”, – объясняют в Комитете избирателей. Последний шанс исказить волю избирателей и договориться с совестью – решить вопрос в Центральной избирательной комиссии. Но это также дело сверхдорогое: “Я думаю все-таки, что есть попытка, коррумпировать если не всю ЦИК то отдельных ее членов. Здесь тоже речь может идти о сотнях тысяч долларов”, – уверяет Черненко.
Между тем власти уже открестилась от причастности кандидатов от Партии Регионов в проблемных округах. “В одном из тех округов, где были конфликты, представители ПР не были ни председателями, ни заместителями, ни секретарями комиссий. Наконец, конфликтуют между собой кандидаты от оппозиции и самовыдвиженцы”, – объясняет премьер Николай Азаров.
Однако муки, в которых рождаются новые народные депутаты, могут стать напрасными. Ведь уже раздаются призывы к перевыборам на проблемных округах. А значит, война за голоса и деньги продолжаться. “Но остается вопрос – сколько же мечтают заработать в новой Верховной Раде новоприбывшие депутаты, если они столько тратят для своей победы”, – резюмируют журналисты “Денег”.