В случае срыва подписания Соглашения Янукович будет странно выглядеть даже в глазах Путина.
В украинской политической жизни – очередная сенсация. Еще вчера министры иностранных дел Польши и Швеции не собирались встречаться с президентом Виктором Януковичем – а он, разумеется, с ними – а уже на сегодня назначена срочная незпланированная встреча и все мы прекрасно понимаем, о чем на этой встрече будет идти речь.
Украинская власть никак не может понять, что наперсточник, в конечном счете, обманывает сам себя просто потому, что с ним никто не хочет играть. И опыт прошлых лет его ничему не учит. Вспомним хотя бы приговор Юлии Тимошенко. На что рассчитывали Янукович и компания? А на то, что они убьют двух зайцев сразу – и от конкурентки избавятся, попутно маргинализируя оппозицию, и с Россией смогут торговаться с приговором в кармане. В результате приговор Тимошенко превратился в главную политическую проблему во взаимоотношениях с Европой, а Россия просто не заметила его юридических последствий и не сдвинулась в своей позиции ни на пядь.
В истории с освобождением Тимошенко схожий расчет – нужно как-то так сделать, чтобы продемонстрировать добрую волю, но никого не освобождать, европейцы и так подпишут соглашение и гордый своим успехом президент поедет дальше в Москву торговаться. А в результате оказалось, что без решения вопроса об избирательном правосудии никакие европейцы ничего подписывать не собираются и в Москву придется ехать после позорного внешнеполитического фиаско – если вообще придется. Между нами говоря, в Кремле с Януковичем не собираются торговаться в любом случае, подпишет он соглашение или нет. Но соглашусь, что в случае срыва подписания Янукович будет странно выглядеть даже в глазах Путина, потому что объяснить, зачем он все это затевал, не сможет никто.
В результате украинская власть начинает метаться, как заяц, оказавшийся под перекрестным обстрелом равнодушных охотников – нужно пропетлять, а необстреливаемой дороги нет и ни в какую другую игру, кроме как игры в наперсток, мы играть все равно не умеем и учиться не хотим. Поэтому реакция на то, что будет происходить, непредсказуема – никто, в том числе и сам президент, не может оценить соотношение объемов здравого смысла и стремления объегорить партнера, как и способность реалистично оценить сложившуюся ситуацию и последствия срыва европейской интеграции для власти и страны.