Ведомство Раисы Богатыревой решили еще раз проверить
После ГПУ за МОЗ взялась Рада. Там была создана Временная следственная комиссия (ВСК). Депутатам предстоит выяснить много вопросов: эффективно ли чиновники МОЗ расходовали госсредства, правильно ли проводили тендеры и пользовались ли они своим служебным положением в личных целях.
Официально инициатива создания ВСК принадлежит оппозиции. Но решение поддержали и регионалы. Те, кто высказался против, на условиях анонимности утверждают, что ВСК – дело рук недоброжелателей Богатыревой в рядах власти. Кто эти внутренние враги и чем грозит министру новое расследование?
По сути дела
Официально инициатор создания ВСК – председатель комитета по экономической политике Андрей Иванчук из фракции «Батьківщина». По его словам, комиссия, в первую очередь, займется нарушениями в сфере госзакупок в Минздраве. «За последние несколько месяцев на основании депутатских запросов правоохранительные органы завели около 20 уголовных дел по факту этих злоупотреблений», – рассказывает оппозиционер. В комиссию войдут 12 нардепов. Шесть – от Партии регионов (Виталий Журавский, Владимир Мисик, Александр Момот, Юрий Поляченко, Андрей Шибко, Екатерина Ващук), трое – от «Батьківщини» (Анатолий Дырив, Татьяна Донец и Павел Петренко), по одному от «Свободы» (Олег Гелевей), УДАРа (Мария Ионова) и от коммунистов (Ирина Спирина). Подбить итоги своей работы они должны в октябре.
Полгода депутаты будут разбираться в нескольких эпизодах. Главный – подозрительно «теплые» отношения чиновников министерства с ОАО «Фармстандарт-Биолик», акционером которого до февраля-2013 был один из сыновей Богатыревой – Александр. В прошлом году министерство заключило с этой компанией 25 договоров на общую сумму 38,8 млн гривен. Активное сотрудничество привлекло внимание ГПУ, после того как в результате вакцинации от гепатита В умерли 11 детей. Вакцину, которую родители детей назвали причиной трагедии, МОЗ купило у «Фармстандарт-Биолик».
Еще одно нарушение, в котором обвиняют ведомство Богатыревой – регистрация под видом лекарств импортных препаратов, которые страны-производители даже не считают лекарствами. Например, препараты чешской компании Dr. Muller Pharma s.r.o. Применять 15 препаратов этой фирмы по результатам своей проверки запретила ГПУ. Следователи также выяснили, что всего в прошлом году в Украине в обход закона было зарегистрировано 685 таких препаратов.
Еще одну незаконную схему в работе Минздрава нашли налоговики. В ней были задействованы чиновники из министерства и пять компаний: ЧАО «Альба Украина», ООО «БАДМ», ООО «Оптима фарма», ООО «Прогресфарм», ООО «Фирма «Лекас». С их помощью, путем завышения стоимости лекарств, за границу выводилась валюта. Деятельность этих компаний и раньше вызывала вопросы у контролирующих органов. Два года назад три из них были оштрафованы Антимонопольным комитетом.
Пока наказаний за эти нарушения ни Богатырева, ни ее подчиненные не понесли. Ее сын Александр Богатырев свои 19% акций «Фармстандарт-Биолик» продал российской компании, таким образом разорвав отношения с проблемным бизнесом. «Чиновники-нарушители по делу «Фармстандарт-Биолик» понесли административное наказание», – сообщил Forbes источник, знакомый с процессом расследования в ГПУ. Виновных в незаконной регистрации лекарств тоже не нашли.
Не просто Рая
Сама Богатырева на запрос Forbes относительно обоснованности обвинений не ответила. Открытым министр оставила и вопрос о том, почему ВСК была создана именно сейчас. Но один источник из близкого окружения министра, попросивший не указывать его имя, утверждает, что настоящий инициатор создания комиссии не оппозиция, а глава комитета по вопросам охраны здоровья – нардеп-регионал Татьяна Бахтеева, с которой у Богатыревой давний конфликт.
Это информацию Forbes подтвердили сразу несколько депутатов от ПР и оппозиции. В качестве доказательства нардеп от УДАРа Павел Розенко напоминает, что сейчас оппозиция требует создать около 20 следственных комиссий по фактам нарушений в разных министерствах. Но проголосовала Рада именно за решение по Богатыревой, которое поддержали 12 регионалов. «Между Бахтеевой и Богатыревой существует конфликт на почве бизнес-интересов. Вероятно, с помощью оппозиции регионалы решают свои вопросы», – предполагает Розенко.
Противостояние между двумя кураторами медицины от власти обострилось в конце прошлого года, когда Богатырева подписала указ об увольнении руководства детской больницы «Охматдет». Бахтеева публично выступила против.
Но сама она эту версию опровергает. «Я даже не голосовала за создание комиссии. А конкуренция может быть в том случае, если у людей есть один бизнес. У нас его нет. Просто я верна идеологии партии», – заявила Бахтеева. Последняя фраза – намек на то, что в конце 2007 года тогда еще член ПР Богатырева фактически предала соратников, согласившись на предложение Виктора Ющенко стать секретарем СНБО.
Но давний проступок, рассказывает глава одного из парламентских комитетов от ПР, руководство партии Богатыревой простило. Шаг навстречу сделала и она сама. К примеру, сын Богатыревой Игорь, который в 2010 году планировал баллотироваться в Донецкий областной совет от партии «Сильная Украина» (СУ), после победы Виктора Януковича на президентских выборах покинул СУ. Против его друга и соратника по партии, бизнесмена Владислава Дрегера МВД сразу завело несколько уголовных дел, в том числе – по обвинению в рейдерстве.
«О смещении Богатыревой с должности речь сейчас не идет. У нее по-прежнему хорошие отношения с Ринатом Ахметовым и Борисом Колесниковым (главными покровителями министра. – Forbes)», – уверенно заявляет регионал, глава парламентского комитета. Он, как и его однопартийцы, считает, что ВСК – скорее, внутренние «разборки» между не поделившими одну сферу Богатыревой и Бахтеевой.
К этому источник из близкого окружения министра добавляет, что ВСК – скорее, что-то вроде публичной порки чиновницы, которая в последнее время была замешана в нескольких громких скандалах. Но комиссии, чьи выводы имеют только рекомендательный характер, по словам источника, министр не боится. В ВСК вошли регионалы, с которыми у Богатыревой неплохие отношения, и они не будут под нее копать.