Политические новости

Почему Украина вызвала беспрецендентный интерес у The Economist

На прошлой неделе один из самых влиятельных аналитических ресурсов The Economist опубликовал два материала о ситуации в Украине, что свидетельствует о беспрецедентном интересе к нашей стране

Первая статья вышла под названием “Запад или Восток?” Вторая как бы ответила на вопрос первой, появившись под заголовком “Курс на Запад”. Этот материал получил большой резонанс среди англоязычных читателей. Его рассмотрим внимательнее.

Строго на Запад

Предположение, высказанное ранее, о том, что агрессивная политика России в преддверии Вильнюса подтолкнула Украину к ЕС, в этом выпуске The Economist стало непреложной истиной. “Российский президент заслуживает высшую награду Украины. За последние пару месяцев он сделал больше для европейской интеграции, чем какой бы то ни было украинский политик за прошедшие 20 лет. Он остановил медленный, без особого направления, дрейф Украины, объединил ее элиты, дал толчок в сторону Запада и мобилизировал европейских политиков” — пишет журнал.

Касательно Ялтинского саммита, который мы уже анализировали с точки зрения западных СМИ, The Economist написал о тотальной не представленности российских политиков на конференции в Крыму, за исключением “националистически настроенного экономического советника Путина” Сергея Глазьева. В противовес этому, говорится в материале, западную сторону представляли Билл и Хиллари Клинтон.

Российскую тактику по отношению к Украине бизнес-журнал описал как “отчаянную” и объяснил, что она возникла в связи с тем, что российская разведка сообщила Путину о том, что заключение Тимошенко якобы уже не является препятствием для вступления Украины в ЕС. То есть, пока Тимошенко надежно была упрятана в тюрьму, Кремль мог не беспокоиться о возможности смены украинских ориентиров.

По мнению журнала, украинские бизнесмены, в частности Петр Порошенко и Виктор Пинчук, не пошатнулись под натиском торговых угроз. Более того, разобщенная и в постоянных распрях элита все-таки сумела объединиться за спиной Януковича. Украинская оппозиция согласилась поддержать Президента в парламенте, чтобы принять необходимые законы для евроинтеграции, включая реформу судебной системы. Хотя эти законы в сущности остаются только на бумаге — отмечает The Economist.

В чем же причины такого стремительного изменения курса?

Янукович не стал вдруг приверженцем европейских идеалов демократии и игры по правилам — иронизирует британский журнал. “Как и большая часть украинских политиков, он движем короткосрочными шкурными интересами (…), но это не делает его желание подписать Соглашение менее реальным”.

Соглашение об Ассоциации — наименьшее из двух зол для Украины, которая висит на волоске от банкротства, ведь расклад такой: Киев нуждается в российских деньгах (на которых висит ценник: присоединение к Таможенному союзу) или соглашение с ЕС, что позволит взять кредит у МВФ. И это все в ситуации предстоящих президентских выборов в 2015 году.

В геополитическом решении также замешана самооценка Януковича, у которого “уже появилась аллергия на постоянные знаки презрения, исходящие от Путина, который считает украинского президента “перебежчиком и деревенщиной” (англ. a renegade and a provincial redneck).

Для украинских олигархов, которые разбогатели во времена неконтролированной и незаконной приватизации 90-ых, евроинтеграция будет возможностью узаконить свои бизнесы и права на собственность. Потенциальная потеря российского рынка ударит тяжело по их доходам, но и подтолкнет к модернизации бизнеса — размышляет The Economist.

И, наконец, почему все-таки не выпустить Тимошенко?

Януковичу не нравится действовать под давлением и, кажется, у него есть некий иррациональный страх перед Юлией Тимошенко. И, наверное, он думает, что требование по освобождению политзаключенной — это просто знак, чтобы изобразить преданность делам по правам человека — так The Economist теоретизирует на тему психологических мотивов Януковича. И все-таки, заключает статья, всё решит, как это часто бывает, Ангела Меркель, в Соглашении об Ассоциации, прежде всего, нуждаются сами украинцы.

Напомним, на один из вопросов исследования, проведенного Baltic Surveys/The Gallup по заказу Международного республиканского института в мае 2013 года, «Что Вы слышали о соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС?» – 53% сказали, что слышали кое-что, 25% опрошенных украинцев ответили, что вообще ничего не слышали.

В заключение

По заключениям журнала, Украина находится на грани дефолта в результате продолжительной коррупции и длительного отсутствия реформ, подчеркивая, что большинство украинских политиков не собираются вдруг менять свои тактики и жертвовать личными привилегиями. После того, как Украина подпишет соглашение о свободной торговле с ЕС, как структурно будет решаться проблема коррумпированности власти и оппозиционных политиков, многие из которых уже побывали у власти или только туда собираются?

Об этом The Economist не рассказывает.

По материалам: thekievtimes
kuznecov