Потасовки депутатов в Верховной Раде никакого не удивляют, украинским депутатам сходит с рук то, за что других могут привлечь к ответственности.
Нынешний состав Верховной рады Украины, избранный в конце 2012 года, до сих пор не приступил к полноценной законотворческой деятельности. Едва открыв вторую сессию после почти трехнедельного блокирования парламентской трибуны оппозицией, Рада опять оказалась заблокированной. Попытка возобновить работу 19 марта закончилась дракой между депутатами.
Как и в большинстве других аналогичных случаях, поводом для потасовки и на этот раз стали протесты представителей оппозиции против нарушения процедурных норм. На попытки заблокировать работу парламента политическими оппонентами депутаты от провластных партий часто реагируют применением физической силы.
Верховная рада превратилась в ринг
Дающие спровоцировать себя на участие в потасовках оппозиционные депутаты, как правило, получают и более серьезные травмы. Впрочем, депутат Верховной рады предыдущего созыва от партии “Батькивщина”, председатель Конфедерации независимых профсоюзов Украины Михаил Волынец в декабре 2010 года получил несколько ударов в голову кулаком, а также удар по голове разлетевшимся от этого вдребезги стулом при попытке растащить дерущихся депутатов.
Волынец получил сотрясение мозга и долго лечился. Нанесший ему травмы депутат от Партии регионов Иван Цурко публично признался журналистам: его действия были продиктованы чувством сильного гнева и он не ведал, что творил. “Тем не менее в ответ на мою жалобу генпрокуратура Украины заявила о невозможности установить виновного”, – напомнил DW Михаил Волынец.
Правоохранители самоустранились
Любое рукоприкладство в парламенте можно квалифицировать как административное правонарушение и хулиганство, сказал в интервью DW зампредседателя правления киевского Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. А тяжкие травмы пострадавших, по его словам, дают основания квалифицировать случаи применения физической силы как уголовное преступление. Но по закону для привлечения депутата к ответственности необходимо согласие парламента.
Верховная рада, отметил Куйбида, как правило, такого согласия не дает: “Практика показывает, что и правоохранители попросту стали закрывать глаза на проявления хулиганства в стенах парламента”. По его мнению, проблема зашла в тупик, и разрешить ее можно только путем перевыборов в парламент.
Спортсмен спортсмену в парламенте рознь
Михаил Волынец считает, что драки депутатов выгодны парламентскому большинству и что для этого провластные партии “специально включают в партийные списки бывших спортсменов”. По мнению депутата от Партии регионов Олега Надоши, драки в Верховной раде являются признаком политической свободы на Украине. “Вы представляете себе такую драку в парламенте Беларуси или России? У нас это – пример демократии”, – заявил Надоша, выступая по украинскому телевидению.
Спортсмены, в частности экс-чемпион мира и Европы по вольной борьбе, а ныне депутат от правящей Партии регионов Эльбрус Тедеев, действительно были замечены в парламентских драках. С другой стороны, лидер оппозиционной партии УДАР и чемпион мира по профессиональному боксу Виталий Кличко пока только лишь на словах грозил оппонентам дать отпор в случае применения ими силы.
Причина насилия
Вице-президент Ассоциации политических психологов Украины Виктор Рыбаченко в каждой парламентской драке видит политические мотивы. Сейчас, по его мнению, таким мотивом является подготовка к кампании по выборам президента в 2015 году. “Если политические силы неспособны предложить избирателю интересную программу, то они предлагают интересную картинку. А какая картинка может заинтересовать людей? Это картинка агрессии, насилия и противостояния”, – пояснил DW Рыбаченко.
Плохо работающий и часто дерущийся парламент на Украине выгоден президенту, считает директор Международного института демократий Сергей Таран. “Нефункционирующий парламент показывает, что единственной действенной ветвью власти является президентская вертикаль, которая сегодня контролирует парламентское большинство”, – сказал политолог. По его мнению, альтернативой этому центру влияния должны стать избиратели.