Охрана Виктора Януковича доставляет неудобства украинцам и шокирует иностранцев. Журналисты выяснили, кто, как и от чего защищает президента
Виктор Янукович чего-то очень боится. Только такой вывод можно сделать, изучив систему безопасности, выстроенную вокруг украинского президента.
За последние четыре года бюджет управления государственной охраны, обеспечивающего безопасность первых лиц украинского государства, вырос на 75% — со 191 млн грн. до 334 млн. На международных мероприятиях с участием Януковича западные VIP-гости, не привыкшие на родине ни к чему подобному, покорно стоят в очередях в ожидании, когда угрюмые парни из президентской охраны вывернут их сумки. Соотечественникам Януковича безопасность главы государства доставляет более серьёзные неудобства. В отличие от третьего президента Виктора Ющенко, который в 2006 году запретил перекрывать дороги ради собственного кортежа без крайней необходимости, Янукович этой мерой злоупотребляет, и движение в столице ежедневно блокируется на несколько часов по всему маршруту его движения.
Чрезмерная бдительность охраны Януковича дорого обходится и украинским журналистам. Телохранители первого лица регулярно на них нападают, из-за чего в 2010 году Институт массовой информации даже назвал Януковича врагом прессы №1.
Учебная тревога. Нештатные ситуации телохранители президента отрабатывают в максимально приближённых к реальности условиях
В Администрации президента отказываются объяснять усиление президентской безопасности и точное число телохранителей Януковича: мол, государственная тайна. Тем не менее журналисты выяснили, кто и как попадает в гвардию президентской охраны и почему Янукович больше предшественников печётся о собственной безопасности.
Естественный отбор
Спустя несколько месяцев после инаугурации президента Януковича тогдашний министр внутренних дел Юрий Луценко раскрыл гостайну: новый глава государства увеличил количество своих охранников до рекордных 170 человек. «Кучму охраняли 40 человек, а Ющенко — сотня бойцов», — негодовал оппозиционер. Но дальнейших деталей от Луценко не дождались. Скорее всего потому, что главный милиционер их и не знал. Александр Сулимов, президент Национальной ассоциации телохранителей Украины, говорит, что охрана первого лица — вопрос закрытый даже для влиятельных чиновников. Любая утечка информации практически исключена, а главное правило президентской охраны — «ни имён, ни мест, ни времени».
Попасть в закрытую касту — задача не из лёгких. Как утверждает экс-начальник УГО Александр Бирсан, поработавший со всеми четырьмя украинскими президентами, это именно тот исключительный для Украины случай, когда «блат не работает». Коллеге вторит Василий Вакуленко, бывший начальник службы безопасности первого президента. По его словам, кандидат в сотрудники госохраны, как минимум, должен отслужить в армии, поработать в правоохранительных органах и достигнуть существенных результатов в силовых видах спорта. И это только начало. Затем претенденты проходят тщательный отбор, с ними работают специалисты, контролирующие здоровье, психическое и физическое состояние. Затем по результатам наблюдения они определяют, на каком участке можно использовать того или иного кандидата. Но и это ещё не всё. Дальше, рассказывает Бирсан, идёт «проверка боем». Новобранцев, зачисленных на службу, в дальнейшем обкатывают на всех объектах, находящихся в сфере УГО. «В такой рутинной работе длительный период и проверяются эти люди», —
говорит он.
Универсальный солдат
Экс-глава УГО Александр Бирсан обеспечивал безопасность всех украинских президентов
Следующий шаг — от простого сотрудника госохраны в личные телохранители президента — требует специальных тестов. Бирсан рассказывает, что они состоят примерно из 600 вопросов. В основном о том, как кандидат поведёт себя в нестандартной ситуации. Затем — собеседование с психологом. Один из традиционных каверзных вопросов: как человек общается дома с женой. Отвечая на него, даже уравновешенные кандидаты иной раз выходят из себя. Если все экзамены сданы удачно, претендента представляют президенту, который, по словам Вакуленко, к этому моменту, как правило, уже знаком с личным делом потенциального телохранителя. Последнее слово за ним.
На руку кандидатам могут сыграть даже незначительные на первый взгляд детали. К примеру, по сведениям Фокуса, после прихода к власти Януковича тело-хранителей ему стараются подбирать по комплекции, чтобы те в случае чего могли закрыть крупного и рослого президента собственным телом.
Призрачная угроза
Чрезвычайные случаи крайне редки. Бирсан не припомнит, чтобы на президента Януковича готовили реальные покушения, только в бытность главного регионала премьер-министром УГО «зафиксировало некоторые моменты». Тем не менее к организации своей охраны президент относится с особой тщательностью. «Виктор Фёдорович жёсткий и требовательный руководитель, — говорит бывший глава УГО. — В этом отношении они похожи с Леонидом Даниловичем. Но это не значит, что Янукович и Кучма одинаковые».
Разница между двумя президентами налицо: Янукович, в отличие от Кучмы, избегает бывать в толпе и никогда не летает в одном самолёте с другими первыми лицами государства. А ещё, добавляет Вакуленко, нынешний президент чётко выполняет все требования охраны и следует её инструкциям. К примеру, не садится сам за руль, как частенько делал его предшественник Ющенко.
В числе особо приближённых к главному телу охранников, по словам анонимного источника, — руководитель службы его безопасности Константин Кобзарь и нынешний глава СБУ, в прошлом руководитель УГО Игорь Калинин. О последнем гарант отзывается как о «системном и ответственном человеке».
Профессионализм телохранителей из УГО отмечают и международные эксперты. Команда бодигардов украинских президентов на протяжении 14 лет занимала первые места на чемпионатах мира, проводящихся среди охранников первых лиц, лишь дважды уступив коллегам из Казахстана и Белоруссии. Но Януковичу победы его охранников уверенности не добавляют, расходы на УГО постоянно растут. В нынешнем году соответствующая статья увеличилась ещё на 50 млн грн.
Эксперты по безопасности пытаются объяснить эту тенденцию неудачным опытом предшественников регионала. Первое нападение на Леонида Кравчука было организовано ещё в ноябре 1991 года. В разгар избирательной кампании неизвестный замахнулся на будущего президента ножом. Удар принял на себя тогдашний начальник охраны Виктор Паливода, срочную перевязку которому пришлось делать прямо в здании Харьковской обладминистрации.
Несколько покушений, по словам анонимного источника Фокуса в УГО, не только в Украине, но и в странах СНГ пытались организовать и на Кучму. Но он на информацию такого рода реагировал спокойно и, обращаясь к охране, традиционно говорил: «Хлопцы, это ваша работа».
Такую реакцию, а не панику из-за возможных покушений опытный бодигард Вакуленко считает правильной. Ведь нередко информация об угрозе жизни первого лица оказывается ложной. Однажды заместитель Вакуленко советовал изменить маршрут движения автомобиля Кравчука из-за подозрительной толпы, собравшейся у поворота на Банковую. Как выяснилось позже, за потенциальных террористов охрана приняла пожилых делегатов съезда писателей, которые вышли на улицу покурить.
Не подтвердилась и информация о якобы готовившемся покушении на Януковича в апреле минувшего года. Милиция выяснила, что застрелить гаранта в шутку угрожал обычный хулиган.
«Очевидно, у нашего президента есть некоторые фобии, тянущиеся от выборов 2004 года, когда в него бросили яйцом», — рассуждает председатель парламентского подкомитета по вопросам государственной безопасности нардеп-бютовец Александр Скибинецкий. Проанализировав действия охраны Януковича, бывший первый замглавы СБУ пришёл к выводу, что президент больше всего боится террористических актов и просто скоплений людей, выходить к которым он явно опасается.
Если так, украинскому президенту стоит брать пример с бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра. После ввода британских войск в Ирак расправой ему угрожали террористы всего мира, но после ухода с поста Блэр отказался от охраны и во время Ялтинского саммита в сентябре минувшего года, прогуливаясь по Ливадийскому дворцу, в одиночку преодолевал заслоны охраны Януковича.