Британский подход к офшорам привлек в страну немало украинских и российских предпринимателей
Журналисты газеты британской «The Guardian» и международный консорциум журналистов-расследователей узнали и опубликовали имена бизнесменов, скрывающих свой бизнес в офшорах.
Британский режим, дружественный к офшорным тайнам, заставил многих постсоветских миллиардеров переехать в Лондон, зачастую скрываясь от звука выстрелов, пишет «The Guardian». Российский предприниматель Владимир Антонов сбежал в Великобританию после того, как его отца, Александра, в 2009 году расстреляли на одной из московских улиц. Его коллега Герман Горбунцов едва выжил после покушения на его жизнь в марте прошлого года в Лондоне.
Когда Антонов купил роскошную яхту Sea D в Антибе, то зарегистрировал ее через анонимное предприятие British Virgin Islands (BVI) – Danforth Ventures Inc. Он также «нашел» деньги для покупки ослабленного шведского автоконцерна Saab, хотя управлять им так и не стал. Некоторое время он успешно владел слабым футбольным клубом «Портсмут». Сейчас Антонов находится в Великобритании, но литовские власти добиваются его экстрадиции, обвиняя бизнесмена в ограблении и разрушении банка Snoras. Подозреваемый свою вину отрицает.
Утверждение, что олигархи эксплуатируют британский офшорный режим для перевода активов из собственных стран, уже нельзя назвать необычным. Казахстанский миллиардер и беженец Муxтар Аблязов в последний раз был замечен в феврале этого года, когда на автобусе из Лондона выезжал во Францию. Он был приговорен к 22 месяцам тюрьмы за невыполнение судебных распоряжений.
БТА-банк в Казахстане пытается проследить лабиринт офшорных активов Аблязова. Адвокаты банка утверждают, что он бежал с 4 млрд фунтов ($6,4 млрд), используя BVI, офшорные компании на Сейшельских островах и подставных директоров. Аблязов это отрицает. Миллиардеры хранят тайны под британской юрисдикцией, прикрываясь защитой собственных интересов от корпоративных хищников и политических врагов на родине, – пишет российское издание «Деловой Петербург».
Другой беглый олигарх – грузин Бадри Патаркацишвили, товарищ Бориса Березовского по изгнанию. Четыре года назад он был найден мертвым в своем особняке в графстве Суррей. Бизнес-менеджер Патаркацишвили, Юджин Яффе, управлял активами в 500 млн фунтов из центрального лондонского офиса через офшорную компанию BVI Salford Capital Partners. Компания Яффе, в свою очередь, принадлежала непрозрачному концерну Montana River, также зарегистрированному на BVI.
Финансовый пейзаж постсоветской России на диком Западе привлек по крайней мере одного предпринимателя с Британских островов, который также стал пользоваться режимом секретности BVI. Известный некогда как самый богатый человек Ирландии, застройщик Шон Куинн через предприятия BVI расширил строительство торговых центров в Киеве и Москве.
Сейчас он объявил себя банкротом и получил тюремный срок на родине за невыполнение распоряжений суда, а принадлежащий государству Англо-ирландский банк, который практически обанкротился из-за Куинна, пытается вернуть недостающие 2 млрд фунтов ($3,2 млрд).
Впрочем, российские финансисты использовали секретные офшорные предприятия в различных целях. К примеру, латвийский нефтеторговец Евгений Тихонов, проживающий в Лондоне, благодаря компании BVI спрятал в общей сложности 1,5 млн фунтов ($2,4 млн). Другой гость модной западной части Лондона – управляющий фонда частных инвестиций «Центринвест Капитал Партнерс» Игорь Цуканов. Он зарегистрировал предприятие на BVI, что, очевидно, защитит его от российских налогов.
Новосибирский владелец фирмы мобильных игр Дмитрий Сергеев также зарегистрировал свое предприятие на BVI, но столкнулся с потенциально дорогим юридическим спором с небольшим поставщиком из Манчестера. Поводом для этого стали некоторые, предположительно, неоплаченные счета.
Несомненно, самым ярким постсоветским бенефициаром британских офшоров стал владелец Water Property Holdings Ринат Ахметов, самый богатый человек Украины. Начиная с угледобывающего предприятия в донецком регионе, он приобрел индустриальные активы, которые, по оценке экспертов, стоят 11 млрд фунтов ($17,6 млрд). В 2007 году он перевел 136 млн фунтов ($218 млн) из бывшей советской республики, чтобы купить самую дорогую квартиру в Лондоне в One Hyde Park. На вопрос, почему Ахметов спрятался за компанию BVI, представитель его компании на Украине заявил, что «по внутренним причинам структурирования».
Помимо этого он добавил: «Water Property Holdings Limited полностью заплатила все налоги и сборы в соответствии с требованиями действующего законодательства Великобритании, включая оплату земельного налога (SDLT) за февраль 2011 года в размере 4%, или 5,4 млн фунтов ($8,7 млн)».
Также предприятия BVI часто используют для маскировки передвижения денежных потоков из России в Британию. К примеру, зарегистрированная в Британии фирма Pennard Chemicals Ltd с указанным адресом на Кэннон-стрит в бизнес-районе Сити объявила о доходе более 100 млн евро ($160,3 млн) за прошлые три года, заявив, что это была комиссия за неуказанные сделки с Россией.
Указанным в финансовом отчете директором Pennard Chemicals оказался Хонь Эндрю Морей Стюарт, проживающий в Маврикии. Акционером этой фирмы значилось Imex Executive Ltd – предприятие BVI, созданное в Москве. Фиктивным директором российского предприятия числится Джесси Хестер из Маврикия, а фиктивным акционером – Бренда Кокседж: они продали свои имена, но по факту не управляют собственностью и не владеют ею. Согласно отчетам компании, имя настоящего владельца – Иван.