Украинская оппозиция надеется, что Юлия Тимошенко останется в тюрьме, а соглашение об ассоциации с ЕС не будет подписано.
Срыв подписания соглашения об ассоциации с ЕС — одно из условий возможной смены политических элит. Если Украина соглашение подпишет, действующая власть укрепится на политическом олимпе ещё лет на пять. К тому же реальная выгода от ассоциации для украинских граждан не сильно-то и понятна, ведь она, увы, не повлияет ни на перспективу членства Украины в Евросоюзе, ни на безвизовый режим.
Виктор Янукович, формально возглавив движение в Европу, лишил украинских оппозиционеров тем, которые они эксплуатировали последние пару лет, — «дела Тимошенко» и «евроинтеграции». Что они будут делать на следующий день после удачного саммита в Вильнюсе, да ещё и проводив экс-премьера на лечение в Германию? Переизбрание Виктора Януковича в такой ситуации — дело техники, а опытных «технарей» в предвыборном штабе достаточно.
Европейская интеграция Украины — дорога к правовым государствам через усовершенствование собственной правовой системы и культуры. Сегодня этот процесс сведён к торгам вокруг Юлии Тимошенко, для которой ассоциация с ЕС может оказаться последним шансом выйти на свободу в ближайшее время. О какой правовой системе и культуре может идти речь, если все признают, что причиной заключения одного человека оказалась политическая воля другого? И теперь, под давлением, эта воля меняется.
В 1921 году коммунисты, используя принцип ленинского танго «шаг вперёд, два назад», начали новую экономическую политику (НЭП), предусматривающую экономическую реформу и некую предпринимательскую инициативу. Такая политика понизила градус народной ненависти к режиму и дала возможность жёстко строить социализм в будущем. Люди поверили, что большевики, базовый принцип которых — ликвидация собственности, изменили своим убеждениям.
Украинские политики, конечно, не большевики — они даже не демонстрируют изменения убеждений. Твердя, что европейский выбор — будущее Украины, они используют его как технологию завоевания или удерживания власти. Ведь процедурно в последнюю неделю привести законодательную базу в соответствие с европейскими рекомендациями — небольшая победа. Гораздо сложнее не продавать места в избирательных списках партий и не включать туда родственников и кумовьёв. Политическая коррупция по-прежнему гарантирует попадание в первые эшелоны власти или оппозиции. Люди, купившие места в парламенте, правительстве, судах, сейчас быстро пишут, подают и принимают законы. Более того, это они ведут украинцев в Европу.
Социологи регулярно рассказывают нам о том, что столько-то человек хочет в Европу, а столько-то — в Россию. Интересно было бы посмотреть на результаты опросов украинских политиков и государственных служащих. Ключевых вопросов два. Понимаете ли вы разницу между европейским политиком и украинским? Чем персонально для вас обернётся вступление в ЕС? Чистосердечные ответы удивили бы многих.
Соглашение об ассоциации даёт украинским политикам шанс ещё долго оставаться у штурвала. Одним у провластного, другим — у оппозиционного. После подписания соглашения экономическая его часть вступит в действие сразу, а вот политическая — а именно там предусмотрено сущностное сближение с ЕС (борьба с коррупцией, свобода слова, работа совместных политических институтов) — возможна только после того, как парламенты всех государств ЕС (28 стран) ратифицируют эту договорённость. Призрачная перспектива, учитывая историю небольших достижений украинской дипломатии. И новые возможности для российской дипломатии, ведь если на весь Европарламент влиять сложно, то с конкретным государством договариваться проще.
Половинчатая ассоциация — золотая карта для действующего президента и фактически гарантия долгого правления. В такой ситуации политическая часть подвиснет в международных дипломатических играх, но Украина успеет получить доступ к европейским кредитам. Власть лишит оппозицию главных предвыборных требований, но в то же время не даст Тимошенко реальной возможности участвовать в выборах.
Если же соглашение не подпишут — европейских денег Украине не видать. Просить у России тоже не вариант. Сомнительно, что Путин и Янукович смогут договориться. Финансовый кризис, в который погрузится страна, может катализировать смену власти. Когда социальные выплаты невелики, а избирательная гречка постная, не просто выигрывать выборы.