Политические новости

Момот послал главу “Итеры” на три буквы, а через три дня его застрелили, – Чорновил

Генеральная прокуратура главным мотивом убийства Евгения Щербаня считает конфликт интересов между его компанией Индустриальным союзом Донбасса (ИСД) и ЕЭСУ Юлии Тимошенко. Впрочем, в 1996 году эти две фирмы сотрудничали, а основным их конкурентом в Донецкой области была российская газовая компания "Итера". Именно ей была выгодна смерть некогда самого богатого человека Донетчины

Об этом в интервью сказала журналист Татьяна Чорновол.

Почему Юлия Тимошенко не могла заказать убийство Евгения Щербаня?

– Главным мотивом убийства Тимошенко прокуратура называет тот факт, что в начале года, 12 февраля 1996 года, губернатор Донетчины Владимир Щербань издал определенное распоряжение. Согласно ему все предприятия должны были покупать газ у Индустриального союза Донбасса. Прокуратура делает вывод, что из-за этого распоряжения ЕЭСУ Юлии Владимировны не могла зайти на рынок в Донецкой области. Итак Евгения Щербаня надо было убить, чтобы зайти туда вместо ИСД. В чем искажение фактов? На тот момент уже было согласовано сотрудничество ЕЭСУ и ИСД. ИСД покупало газ у Тимошенко и дальше уже продавало предприятиям Донецкой области. Это распоряжение Владимир Щербань выдал для того, чтобы бороться не с ЕЭСУ, а с другой компанией – “Итерой”. До 1996 года она была крупнейшим поставщиком газа в области. ЕЭСУ никогда напрямую не поставляла газ предприятиям Донетчины, а вот “Итера” – да. Суть конфликта была завязана на том, чтобы выбросить “Итеру” из донецкого рынка газа. Щербань хотел иметь административные рычаги борьбы с ней.

Доказательство тому – интервью Михаила Поживанова, тогдашнего мэра Мариуполя. Его трудно заподозрить в ангажированности в нынешней теме, потому что это интервью он дал в 1996 году. Рассказывает, что после этого распоряжения на предприятия в его городе начали давить, чтобы те переходили на газ ИСД и ЕЭСУ – совместного монополиста. Он был создан в интересах Щербаня и Ахметова. Поживанов рассказывает, что им угрожали, Щербань говорил предпринимателям, что 9 граммов свинца – очень дешевые. Таким образом забирали клиентов у “Итеры”.

Для “Итеры” Донецкий рынок был таким важным?

– Донецкая область была крупнейшим потребителем для последней. Поэтому потеря этого рынка для российской компании грозила серьезными финансовыми убытками. “Итера” боролась за каждое предприятие в течение всего 1996 года. Вели переговоры с директорами, предлагали дешевый газ. Со временем занимались шантажом. Тогда часто за газ платили не деньгами, а продукцией. Были случаи, когда “Итера” брала за газ продукцию, которая была нужна для производственного цикла другого предприятия. Его ставили в условия, при которых ради этой продукции оно могло вести бизнес именно с ними. “Итера” вела кампанию очень жестко. В определенный момент они заангажировали к себе человека, который входил в круг наиболее влиятельных лиц Донецкой области. Это некий Шведченко. Он стал директором украинского филиала для того, чтобы помогать “Итере” бороться за область. Он имел большие связи, был человеком круга Щербаня. Пошел в “Итеру” и стал предателем. На новой должности проработал две недели. Тогда его застрелили.

Как события развивались дальше?

– Очень быстро. Это напоминало поездку на авто без тормозов. Конфликт привел убийству Александра Момота, одного из идеологов создания ИСД, которое также вешают на Лазаренко. Свидетель Марьинков также давал показания на Лазаренко. Но это не имеет никакого логического объяснения. Потому что от смерти Момота ничего не изменилось. Все как работало, так и работало. Он был очень интеллектуальным человеком. Запустил определенные схемы в ИСД, но не был владельцем и особо не влиял на его деятельность.

В чем причина его смерти?

– Получила информацию, что накануне гибели, он встретился с руководителем “Итеры” Игорем Макаровым. Там еще был Виталий Гайдук (совладелец ИСД – gazeta.ua). Это стопроцентная информация, но я не могу открыть источник. Встреча состоялась на корабле “Посейдон” – ресторан-сауна, припаркованный возле моста Патона в Киева. Как рассказали очевидцы встречи, она была не то что на повышенных тонах, а Момот просто послал руководителя “Итеры” на три буквы. И через три дня он погиб.

В принципе Игорь Макаров, руководитель “Итеры”, был человеком непростым. В частности имел связи с криминальными кругами – российскими лидерами криминального общества, в частности Япончиком. Поэтому в те времена было не допустимо проглотить такие обиды. Хотя Момот придумал большинство схем, с помощью которых хозяева Донбасса зарабатывали свои капиталы. И зарабатывают до сих пор. Поэтому в этим двум убийствам Щербаня и Момота могло быть причастным именно руководство “Итеры”.

kuznecov