Политические новости

Место векселей в схема построения бизнеса «Семьи»

4 июля т.г., Верховная Рада приняла ряд законов, применение которых на практике окажет огромное влияние на бизнес, неподконтрольным «Семьи» и приближенным к ней олигархам

Речь идет о введении векселей для расчетов по бюджетной задолженности по возврату НДС предпринимателям, а также по другим расходов госказны. А с помощью контроля за трансфертным ценообразованием фискальные службы теперь могут выявлять операции, когда продукция «продается» связанным компаниям по ценам ниже рыночных, для минимизации налогообложения. Кроме того, Рада ратифицировала Конвенцию, подписанную между правительствами Украины и Кипра во избежание двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы. Таким образом, стало окончательно ясно, какой именно инструментарий будет использовать правительство Николая Азарова для предотвращения бюджетной катастрофы до президентских выборов 2015 года и краткосрочного спасения экономики с нулевыми показателями роста.

И казначейские финансовые векселя, и контроль за трансфертным ценообразованием, и правительственное соглашение с Кипром сами собой вполне адекватные, проверенные на практике развитых экономик инструменты. Однако, чтобы понять, как они будут работать в украинских условиях, нужно учесть предложенный порядок их применения и на степень олигархизации экономики, который автоматически превращает благие намерения и идеи, ведь существуют отдельные правила для «своих» и для всех остальных.

Порядок выдачи, обращения, погашения казначейских векселей и взыскании за ними будет устанавливать Кабмин. Он же будет определять статьи расходов госбюджета, задолженность по которым будет гасить квазиденьгами под названием «векселя». Предусмотрено, что касаться это прежде погашения задолженности перед предприятиями в виде невозвращенного НДС. Сам закон практически ничего не конкретизирует, устанавливая лишь доходность этих ценных бумаг на уровне 5% годовых и срок обращения пять лет, а также дату отсчета для накопления задолженности, которую можно погашать векселями: 1 января 2013-го. Иначе говоря, правительство получает почти не ограниченную власть, чтобы самовольно решать, по которым кредиторскими долгами, с кем, когда и в каких объемах рассчитываться. Заметим, что ручной режим выдачи казначейских векселей противоречит положениям Конституции согласно п. 1 ч. 2 ст. 92 Основного Закона, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг должен быть установлен исключительно законами Украины, а не первым вице-премьером Арбузовым или другими министрами.

Однако, выбирая между перспективой получить ничего или получить векселя, гипотетически можно будет обменять с дисконтом у посредника на живые деньги, предприниматель логично должен отдать предпочтение второму варианту. Как видно из предыдущего опыта, ему, очевидно, «подскажут», в какой именно финучреждении обналичить свой вексель, и чисто случайно ее владелец может оказаться близко к власти. Ему-то за счет государственного бюджета уже точно погасят вексель по номиналу. Эксперты прогнозируют, что карманные или приближенные к власти банки и компании будут выкупать векселя с большим дисконтом, на уровне 30-50%. Применение такой схемы – не что иное, как легализация масштабных откатов при возмещении НДС предпринимателям. Последние в такой косвенной форме еще будут оплачивать долговые обязательства государства. По прогнозам экспертов, на начальном этапе дисконты по НДС-векселями могут превышать 50%. Традиционный «бизнес», как для нынешней системы…

Правительство в тоже время настаивает, что все это будет гарантировать приход в экономику живых денег. Однако на практике, при условии развертывания худшего из возможных сценариев, все может сложиться с точностью до наоборот. Если вместо наличных предприниматель получает от государства на руки векселя, то вполне вероятно, что он не будет иметь ее в достаточном количестве для расчетов с теми, кто предоставляет товары, услуги и факторы производства уже ему. Таким образом, возникает нехватка ликвидности сначала в определенных цепях операций, а затем в целых секторах экономики. Это прямой путь в 1990-е: возрождение бартера, взаимозачетов, выплат зарплат продукцией, а заодно и масштабного кризиса неплатежей. Именно такой кризис в 1999 чуть не привела к коллапсу украинскую электроэнергетику, которая переросла в долговую, когда Украина оказалась неспособной обслуживать свой внешний долг и наконец опустилась на дно во всех рейтингах бизнес-климата и конкурентоспособности.

Всего этого можно избежать, только если государство будет более-менее добросовестно и прозрачно рассчитывается по векселям. «Возникает вопрос, в каких масштабах их использовать. Если они заменят живые деньги, то на каком-то этапе в экономике они будут «вымываться», а без них она просто не работает, – объясняет Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций. – Массовое использование векселей может только свидетельствовать о проблемах в нашей украинской финансовой системе».

Дефицит госбюджета в январе – апреле 2013 по сравнению с аналогичным периодом 2012-го вырос в 3,6 раза. За первые пять месяцев 2013 года доходы государственного сметы увеличились на 2,4%, тогда как запланированный показатель роста – 9,2%. Вместе предусмотрена в 2013-м сумма платежей по обслуживанию государственного долга на 18% превышает показатель 2012-го. Иначе говоря, долговые обязательства государства растут быстрее, чем доходы.

Европейские рецепты долгосрочного и системного решения проблемы: урезать государственные расходы и проводить параллельно структурные изменения. «Надо думать о пересмотре бюджетной политики, расходной части бюджета. Это непопулярно, но других путей, когда не хватает денег, нет, – комментирует возможные варианты оздоровления экономики и государственных финансов Игорь Бураковский. – Сегодня критически важными для Украины являются средства от международных заемщиков, в том числе от МВФ ».

То, что предложило правительство Азарова (векселя и контроль за трансфертным ценообразованием), может принести максимальную пользу только при условии обеспечения прозрачности механизмов применения и равенства всех предприятий и секторов экономики. Но этого нынешняя власть обеспечить не может и не хочет.

В законе о контроле за трансфертным ценообразованием, что вместе с векселями должен спасать госсмету от коллапса, есть два интересных момента. Во-первых, он предусматривает налоговый контроль за ценообразованием как в операциях, ориентированных на внешний рынок, так и во внутренних сделках компаний. Налоговики получают значительные полномочия по определению обычной цены (должна соответствовать уровню рыночных цен). Во-вторых, до 1 января 2018-го из-под полного действия закона выведены агропромышленные, угольные, нефте-, газодобывающие, химические и металлургические предприятия – основа и ядро ​​олигархического бизнеса в Украине. Им позволено будет пятипроцентные отклонения от обычной цены на рынке.

Зато действие закона в полной мере распространится на все операции остальных крупных компаний со связанными резидентами, т.е. юридически и коммерчески «дружественными» контрагентами, а также с нерезидентами, расположенными на территориях и в странах, где ставка корпоративного налога на 5% и более ниже от украинской. Если учесть определенные «исключения из правил», то можно предположить: под прицельным контролем Миндоходов Александра Клименко окажутся прежде компании, которые производят более технологичную, инновационную продукцию. Зато именно технологии и инновации, а не уголь и удобрения – определяющий, если не единственный двигатель экономического роста любой современной экономики в средней и долгосрочной перспективе. В условиях глобального кризиса важно бороться за каждую одну десятую ВВП экономического роста сегодня, потому что через 10 лет она трансформируется в 0,5-1% ВВП. Если этого не делать, то страна обрекается на бедность на десятилетия вперед. Однако сегодня ресурс должен пойти на поддержку таких компаний, в Украине «съедают» сырьевые и полуфабрикатные производства, в том числе за счет различных государственных преференций для них.

Третье решение из триады спасателей госбюджета: ВР ратифицировала конвенцию с Кипром о недопущении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы с помощью кипрских компаний. Конвенция заменит действующее в настоящее время соглашение между правительствами Кипра и бывшего СССР во избежание двойного налогообложения еще с 1982 года, которая предусматривала нулевые ставки. Теперь вместо дивидендов – будут облагаться по ставке от 5% до 15%. Кроме того, вместо нулевых ставок начнут действовать десяти или пятипроцентный налог на роялти, двухпроцентный – на доход от долговых требований. Доходы от отчуждения недвижимости могут быть подвержены налогообложению в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны. Но вся эта кипрская эпопея длилась так долго, что желающие, прежде олигархический бизнес, имели достаточно времени, чтобы вывести свои чувствительные активы из оффшора, который понемногу терял привлекательность. Наконец, Кипр не является оффшором в чистом виде с 2003 года: со вступлением в ЕС выросли требования к прозрачности операций, фискальная система стала менее выгодной для предпринимателей, а в 2013-м там начали облагать депозиты. При этом у бизнеса остается немало альтернатив Кипра как налоговой гавани.

Нездоровое состояние госфинансов, усиление налогового давления на неолигархический бизнес вкупе с кризисом ликвидности, которая является очень вероятной в случае непрозрачного и массового применения векселей, могут вернуть экономику в 1990-е.

Кроме того, введение векселей в украинской экономике является мощнейшей системой ее ограбления. Такое мнение в эфире Ukrlife.tv высказал профессор Национальной академии управления Олег Соскин. В частности, эксперт объяснил, что вексель – это разновидность ценной бумаги, долговая расписка. “Если у предприятия нет денег расплатиться за услуги или товар, оно выпускает долговое обязательство в виде векселя, которое получатель может пустить в обращение”, – отметил Соскин. По его мнению, введение векселей ударит по экономике страны. “Никто не знает, что золотовалютные запасы Украины за май сократились на 700 млн долларов. У нас почти их нет, а вексель только поспособствует углублению этой болезни.

Предприятия будут стараться избавиться от векселей, так как понимают, что с государством шутки плохи”, – подчеркнул эксперт. Он спрогнозировал, что в процессе пользования векселями создастся структура, скупающая эти векселя, которая будет принадлежать “Семье”. “В итоге они накопят векселей на миллиардные суммы и станут обладателями всего непроданного национального имущества: атомных станций, морских портов, аэропортов, железных дорог и газотранспортной системы”, – уточнил Соскин. “Векселя — мощнейшая система ограбления, так как пострадают все фирмы, выполняющие заказы для госбюджета, министерства транспорта и энергетики”, – добавил эксперт.

kuznecov