Политические новости

Леонид Грач: если Запад потребует – Киев взорвёт ситуацию в Крыму

Принятие 21 октября 1998 года Конституции Автономной Республики Крым стало одним из наиболее важных событий в новейшей истории. Об этом я говорю с гордостью, как человек, возглавлявший Верховный Совет Крыма в 1998 – 2002 гг., руководивший процессом разработки Крымской Конституции и добившийся ее принятия, несмотря на чрезвычайно сложные политические обстоятельства, которые сложились тогда явно не в пользу Автономии. С другой стороны, положения Конституции Крыма сегодня открыто и цинично нарушаются. Об этом я говорю с горечью, как патриот Крыма, которому больно видеть, как природу, культурное наследие и экономику нашего уникального полуострова губят алчные и безответственные люди.

Крым оказался отброшен на двадцать лет назад, в период, когда не действовали какие-либо законы, а власть принадлежала группировкам, правившим, руководствуясь собственными интересами и прихотями. Нынешняя, в основном завозная их Донбасса крымская власть пытается придать своим действиям видимость законности, а деятели, грабящие Крым, одеты в дорогие костюмы и называют себя “эффективными управленцами” и “законными собственниками”. Но от этого их действия, конечно же, не становятся ни приличными, ни эффективными, ни законными. Они по-прежнему силой захватывают понравившиеся им участки земли, разоряют уникальные предприятия, детские лагеря и санатории, где ежегодно восстанавливали здоровье сотни тысяч людей. Только теперь они делают это в условиях тотальной коррупции при помощи милиции, судов и прокуратуры, что, в действительности, наносит обществу куда больший вред, чем бандитские набеги в 90-е годы.

Крым сегодня полностью лишен экономической самостоятельности. Только теперь его экономическое развитие направляется не устремлениями криминальных группировок, а интересами олигархии, ставшей наследницей и преемницей криминалитета. У АРК нет политической самостоятельности, поскольку все решения, которые принимают крымские органы власти, навязываются теми же олигархическими группировками или центральной властью, а крымское общество не может воспользоваться имеющимися конституционными механизмами для того, чтобы самостоятельно определять свою судьбу. На полуострове нет ни межэтнического, ни межконфессионального мира, несмотря на то, что Конституция Автономии создала для него необходимую правовую основу. Крым не развивает сотрудничество с регионами России, Белоруссии и Казахстана, поскольку нынешний крымский Верховный Совет опасается, что это может вызвать недовольство киевской власти.

Накануне принятия Конституции Крым стоял перед теми же проблемами, с которыми он сталкивается сегодня:

• экономическое и политическое господство группировок, озабоченных исключительно грабежом полуострова;

• оторванность власти и ее приближенных от остального общества;

• отсутствие полномочного самоуправления, способного отстаивать интересы местных жителей;

• стремление центральной власти вырвать Крым из экономического и культурного пространства России вопреки воле большинства крымчан;

• нарастающие межэтнические, межконфессиональные и геополитические противоречия.

В начале 90-х Крым, несмотря на сложную внутреннюю ситуацию и геополитические угрозы, обострившиеся с разрушением СССР, скорее вопреки, чем благодаря, сумел сохранить мир и стабильность. Убежден, если бы у полуострова не было статуса территориальной автономии, которого удалось добиться благодаря проведению 20 января 1991 года первого в истории СССР референдума, то Крым неизбежно бы ждала судьба Приднестровья, Нагорного Карабаха или Абхазии. Развитие этих регионов было надолго прервано в результате вооруженных конфликтов, после которых они до сих пор в полной мере так и не сумели восстановиться.

Однако ситуацию, сложившуюся в Крыму в середине 1990-х, можно было смело назвать взрывоопасной. Социальная сфера разваливалась, уровень жизни большинства крымчан, и без того чрезвычайно низкий, продолжал падать, люди, лишившиеся жизненных перспектив, готовы были выместить свое отчаяние на представителях иных этносов и конфессий. В этих обстоятельствах важнее всего было создать условия для развития Крыма и создать правовые механизмы для подавления криминала. Конституция АРК, разработанная и принятая в 1998 г., позволяла решить эти задачи. Она закрепляет за Крымом широкие экономические, политические и культурные полномочия, примерно совпадающие с теми, которыми пользуются наиболее благополучные европейские автономии: Южный Тироль (Италия), Гренландия (Дания), Каталония (Испания). Крым имеет право оставлять на собственные нужды все налоги, собираемые на территории полуострова, перечисляя затем в государственный бюджет заранее обговоренную сумму в качестве своей доли в общенациональных расходах (безопасность, содержание транспортной инфраструктуры, социальная сфера и т.д.). Крым может самостоятельно распоряжаться землей (уникальным богатством полуострова) и своими природными ресурсами, включая крупные нефтегазовые месторождения на шельфе Черного моря. Развитая система местного самоуправления и механизмы общественного контроля позволяют обеспечить реализацию насущных требований жителей Крыма. К сожалению, все это сегодня существует только на бумаге. На практике положения Конституции АРК подменяются системой произвола и беззакония, которая установилась в Крыму под давлением со стороны Киевской центральной власти. Но мы должны помнить, что у нас есть эффективный инструмент, благодаря которому при наличии политической воли можно относительно быстро качественно улучшить ситуацию – Конституция АРК.

Принятие Конституции Крыма стало значительной победой политических сил, выступающих за ограничение олигархического господства, восстановление социальной справедливости, сохранение единого пространства восточнославянской цивилизации. К несчастью, практическими результатами этой победы крымчане не сумели воспользоваться. Олигархический режим, установившийся на Украине всеми средствами, – от подкупа и запугивания крымской “элиты” до прямого беззакония – препятствует реализации конституционных полномочий Крыма. Поэтому для крымского общества главным вопросом является практическое воплощение прав, которые закрепляет за нашей Автономией Конституция. Добившись практической реализации ее положений, мы сможем преодолеть коррупцию, восстановить экономику, покончить с рейдерскими захватами земли, с уничтожением парков и санаториев, гарантировать Крыму экономическую и политическую самостоятельность, наладить прочное межрегиональное взаимодействие с регионами стран Таможенного союза.

Значение крымской Конституции для восстановления экономики полуострова, для сохранения в Крыму социального мира и создания условий для нормального развития всех этнических общин нашего региона хорошо тогда понимал Леонид Кучма, которого мне удалось убедить оказать содействие утверждению проекта Основного закона Автономии. Для Леонида Даниловича это, безусловно, было непростое решение. Он хорошо понимал, что, получив экономическую, культурную и политическую самостоятельность, Крым неизбежно станет препятствием на пути курса, направленного на превращение Украины в периферию евроатлантической цивилизации. Отказаться от этого курса украинский президент не мог, поскольку это лишило бы его поддержки американской и западноевропейской политической верхушки и противопоставило тем социальным группам, на которые он непосредственно опирался, – олигархии и ее разнообразной обслуге. Но (в отличие от других украинских президентов) Леонид Кучма хорошо видел, какую опасность представляет этот курс для страны и народа Украины.

Возможно, поэтому он пытался несколько замедлить его проведение, заключая соглашения о стратегическом партнерстве с Россией и помогая создать правовую основу для реализации стратегических интересов Крыма. Однако практически все решения Леонида Кучмы имели половинчатый характер. Это в полной мере относится и к его позиции в отношении Крыма. Вскоре после официального принятия Конституции АРК, которая прошла утверждение Верховной Радой, своеобразное лицензирование в Конституционном суде Украины киевское руководство стало создавать препятствия для проведения крымской властью курса, соответствующего конституционным положениям и интересам крымчан. В результате начался затяжной конфликт политических сил, выступающих за практическую реализацию Конституции Крыма, с центральной властью. Однако (и здесь нужно отдать должное Леониду Кучме) он не опускался до прямого и циничного беззакония, которое стало нормой при нынешней власти, которая, занимаясь личным обогащением, идет на разрыв целостности нашей восточнославянской православной цивилизации, поощряет действия незаконно функционирующих русофобских формирований крымско-татарского меджлиса, движения Хизб ут-Тахрир, которые разжигают межэтнические, межконфессиональные и геополитические противоречия в Крымском обществе. С уверенностью могу сказать, что украинское руководство готовится взорвать ситуацию в Крыму, а попросту – залить полуостров кровью, если это будет нужно Западу в противостоянии с Россией. Мы должны со всей ответственностью осознавать, что, если разразится внутрикрымский конфликт, он будет подобен бикфордову шнуру, который взорвет вокруг Крыма крупнейший международный мирового масштаба конфликт. Ведь общество по-серьезному не заметило результата эскалации политических процессов в идеологической, межэтнической, культурной и других сферах. Начавшийся в конце 80-х годов антикоммунизм, антисоветизм, национализм перерос и сформировался у части членов общества и в государственной политике по указанию и при помощи Запада в чистую русофобию.

Создан, начиная с Грузии, включая Украину, Молдавии, страны Балтии, антироссийский лишайный пояс. А это уже прямые угрозы братской дружбе наших народов и цивилизации в целом.

В противостоянии с олигархической властью защитники Конституции Крыма потерпели поражение, которое, как мы видим, привело Автономию к катастрофическим последствиям не только в политической сфере, но также в экономике и в духовной жизни крымского общества. Главных причин поражения, на мой взгляд, две. Во-первых, предательство крымской элиты (это, правда, принесло ей немного выгоды, поскольку ставленники олигархии, лишив Крым политической самостоятельности, сами захватили наиболее выгодные экономические ниши). Во-вторых, разгром украинского левого движения и превращение Компартии Украины в марионетку, действующую по прихоти олигархической власти. Однако поражение, пусть даже и столь тяжелое, – это не повод отказываться от борьбы. Мы не можем отказаться от требований, связанных с практической реализацией Конституции АРК, поскольку, если нам не удастся добиться этого, крымское общество будет обречено на деградацию, а природные богатства полуострова будут уничтожены или расхищены. Ни один патриот Крыма не может смириться с властью, разрушающей экономику, социальную сферу и культурное наследие нашей Автономии, вырывающей ее из общего пространства с Россией. Поэтому мы будем сражаться за то, чтобы Конституция Крыма перестала быть только набором благих пожеланий, которые игнорируются властью, а стала нормой нашей жизни.

И мы обязательно победим.

По материалам «regnum.ru»
Елена Каденко