Через месяц, 1 ноября, истекает срок заключения 59-летнего экс-премьера Павла Лазаренко в американских тюрьмах. В общей сложности он отсидел за решеткой около 10 лет.
«Сегодня» выясняла, как может сложиться судьба соратника и бывшего шефа тоже осужденной Юлии Тимошенко.
ПУТЬ №1 — ВОЗВРАЩЕНИЕ. Скорее всего, им он не воспользуется, по крайней мере сейчас, поскольку по прибытии его, скорее всего, снова ждет арест. О «теплой встрече» американского узника не раз заявлял первый замгенпрокурора Украины Ренат Кузьмин, уточняя, что пока ГПУ хочет в США допросить экс-премьера, чтобы выяснить его роль в деле об убийстве депутата и бизнесмена Евгения Щербаня. В одном из своих недавних интервью Лазаренко расплывчато заявил, что в Украину вернуться может, но только после того, как будут улажены все юридические вопросы. На самом деле этими «юридическими вопросами» является «ассорти» из полусотни уголовных эпизодов, которые ему инкриминируют, а это и дача взятки, и присвоение средств, и злоупотребление положением. «Все это надумано, это политическая расправа», — сказал нам один из адвокатов Павла Ивановича Виктор Чевгуз.
ПУТЬ №2 — США. Вариант более вероятный и безопасный для экс-премьера. Чевгуз не исключает, что его клиент останется за океаном. По словам адвоката, его подзащитный, как только прилетел в США, сразу попросил там политического убежища: «В Украине есть санкция Печерского суда столицы на задержание Лазаренко. Есть и согласие Верховной Рады на привлечение его к уголовной ответственности. Но я думаю, что его даже до СИЗО не довезут — он слишком много знает», — сказал нам Чевгуз.
ПУТЬ №3 — ДРУГАЯ СТРАНА. Если армия адвокатов Павла Лазаренко не добьется для него вида на жительство, то его могут экстрадировать в Грецию, откуда он приехал в США (между Грецией и Украиной есть договоренности об экстрадиции). Но, как рассказали нам в окружении Павла Ивановича, кроме защитника по уголовной части, у него есть и иммиграционный адвокат, который сейчас как раз и занимается тем, чтобы дело не дошло до депортации.
ТЮРЬМА-КУРОРТ. Последние дни в неволе Павел Иванович проводит в тюрьме Terminal Island на острове в Калифорнии, которую называют курортом из-за минимального режима контроля. Здесь заключенных готовят к свободе (с узниками общаются психологи, а большую часть времени заключенные предоставлены сами себе). На территории находятся клумбы с розами, камеры напоминают комнаты в отеле, а заключенным разрешено звонить и выходить в интернет.
«ЛАЗАРЕНКО У НАС БУДЕТ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПЕНСИОНЕРОМ»
Павел Лазаренко вряд ли вернется в Украину, считают политологи. «Если он вернется при условии, что аннулируют все его дела, то к разбитому корыту: весь его бизнес находится в руках других собственников, — сказал «Сегодня» политолог Кость Бондаренко. — В Украине он будет политическим пенсионером: к нему будут относиться как к элементу истории. Кроме того, он будет многим мешать».
Еще есть очень призрачный вариант, что политик станет депутатом по мажоритарному округу в далеком будущем на той же Днепропетровщине, говорит политолог Владимир Фесенко: «Это если ему позволят. А вообще политического будущего для Лазаренко в Украине я не вижу. Я пока предполагаю два сценария: первый — Лазаренко возвращается в Украину и садится за решетку. Отсидел-то он по американским законам, а тут реанимируют и дело Щербаня, есть и обвинения в превышении служебных полномочий, разоворовывании бюджетных средств. Второй вариант: он дает нужные показания, минимизирует свою ответственность, может, даже отбывает небольшой срок, но потом выходит на свободу и проживает остаток своей жизни где-то в США, не участвуя ни в политике, ни, тем более, в бизнесе».
В РОДНОМ СЕЛЕ ЖДУТ С ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ
В Карповке, родном селе Павла Лазаренко на Днепропетровщине, селяне говорят, что о его освобождении пока еще ничего не слышали. «Вернется ли он в ближайшее время? Вряд ли, — рассуждает соседка родителей экс-премьера Татьяна. — Если вернется, то большинство здесь будут ему рады — Иванович же помог построить здесь и дороги, и школы в округе. Он не отказывал в этом. За это только «спасибо» можно сказать, могут и хлебом-солью встретить. А то, что он в тюрьме, — это его не иначе как кто-то оклеветал. Мы так считаем. Семья у них неплохая. Здесь живут его родители — Иван Трифонович и Дарья Яковлевна, несмотря на почтенный возраст, копаются в огороде. К ним иногда приезжает второй их сын Николай и внуки».
А вот охрана киевской элитной пятиэтажки на улице Десятинной (стоимость квартир в этом доме, по оценкам риелтеров, в районе полумиллиона долларов. — Авт.), где прописан Павел Лазаренко, говорит, что его жилье пустует. «Но числится по-прежнему за ним. Правда, сколько здесь работаю — никогда не видел, чтобы выходили из этой квартиры, или заходили туда. Не видно, чтобы здесь кто-то ремонт делал, все закрыто», — сказал нам охранник. «Эта квартира действительно числится за ним, но он здесь никогда не жил, по крайней мере я его не видела. Он с семьей жил в другом доме в Киеве», — сказала нам одна из жительниц дома. Кстати, согласно регистрационным данным, соседи Лазаренко — люди с известными фамилиями: Суркисы, Пустовойтенко.