Политические новости

Кравчук: Украиной правят олигархи

Накануне 20-й годовщины независимости Украины первый президент Леонид Кравчук продолжает излучать оптимизм: да, за эти годы было сделано много ошибок, но нет трудностей, которые остановят украинца

Кравчук убежден, что будущее страны – в Европейском Союзе, где каждая страна – равная среди равных. Он против любых форм Советского Союза (трансформированных в Таможенный союз или еще что-либо с признаком тоталитаризма) и уверен, что Виктор Янукович уже внес свой вклад в суверенитет Украины.

“24 августа начнется новая эпоха”

– Каковы ключевые достижения и провалы последних 20 лет?

– Главное достижение в том, что 20 лет живет и развивается – с определенными движениями вперед и назад, с позитивом и крайне нежелательными негативами – государство Украина. Государство такое есть, оно признано мировыми державами. Многие события в мире не происходит без прямого или косвенного участия Украины. Это самое главное. Второе. За эти годы выросло новое поколение. Это ровесники независимости. Я считаю, что мы сделали правильно, приняв важные исторические решения, которые позволили Украине стать свободным и независимым государством.

– Почему через 20 лет независимости мы “маємо те, що маємо” – по уровню реализованных возможностей не в категории России или Беларуси, но и далеко от Прибалтики или стран Центральной Европы?

– Потому что в нашем государстве есть три страны. Одна страна – большевитико-советико. Другая – “щирі українці”, которые хотят только, чтобы все было по-украински, и не думают о том, что мы часть глобализированного мира, часть огромной цивилизации. И есть Украина, которая живет современными стандартами, имеет представление о том, что такое демократия, что такое верховенство права и так далее. Территориально у нас происходит то же самое: есть Крым, а есть Львов. Но самое главное не в этом. К сожалению, есть люди, которые совершенно случайно пришли в политику. Они не готовы – ни теоретически, ни практически, ни духовно, ни ментально. Для них эта страна не представляет собой что-то родное, близкое. Для них Украина и не мать, и не отец, не земля, без которой жить нельзя. Для них, к великому сожалению, это место, где можно заработать большие деньги. И, конечно же, в таких условиях нельзя говорить о создании единой нации, народа, который готов пострадать, если требуется, ради независимости. Политики этих людей разделяют, а потом на этом живут, имеют власть и богатеют.

– Президент Янукович уже сделал свой вклад в дело независимости или еще рано давать оценки?

– Исходя из того, какие заявления и шаги он сделал, можно говорить, что его вклад в независимость Украины уже есть. Нельзя сказать, что они стали историческими, но стоит взглянуть на то, какую страну он принял. Да, конечно, он тоже приложил руку к созданию той страны, которую позже принял в роли президента. Приложил руку меньше, чем Кучма или Ющенко, но тоже внес свой вклад. Но сегодня у него страна коррумпирована до самого дна. Этой страной правят олигархи. Эта страна разъединена, она требует начала новой эпохи. И именно празднование 20-летия независимости даст толчок к новой жизни. Но Янукович не может все изменить так быстро, как бы нам того ни хотелось. Тем более, что люди, работающие с ним, не готовы воспринимать проблемы и задачи, которые так важны людям всех возрастов и категорий.

“Мир и люди не верят суду над Тимошенко”

– На ваш взгляд, суд над Тимошенко расшатывает или укрепляет независимость? Или однозначный ответ даст только приговор?

– Я не думаю, что суд может расшатать независимость или укрепить. Суд либо улучшает, либо ухудшает имидж Украины в мире. В данном случае, ухудшает. Я не знаю, кто виноват. Я не читаю прокурорских и судебных документов. Но я слежу за процессом. Так вот, суд неправосуден во многих моментах. Принимая свои решения, он не думает, какое будет отношение внутри страны к правосудию и какое будет отношение в мире. В мире не дали никаких положительных оценок суду над Тимошенко. Хотел этого суд или нет – но он снизил авторитет нашего государства. Теперь нам очень трудно будет объяснять, что у нас демократия, что у нас нет политики в судах и нет политического заказа. Ведь это не простой судебный процесс. Впервые в Украине судят бывшего премьер-министра страны. Да, судили в США Лазаренко, но это было без нас. Таким образом, процесс по делу Тимошенко не может проходить, как все остальные. Это лакмусовая бумажка, которая определяет, на каком уровне судебной, правоохранительный системы сегодня находится Украина.

– Есть ли в Украине национальная идея, нужна ли она для быстрого и успешного развития государства или это миф?

– Национальная идея нужна, но ее нельзя создавать. Она должна родиться на основе коренных, стратегических интересов народа – экономических, международных, социальных. Невозможно сформулировать национальную идею на основе философских соображений. Она не будет принята людьми. Коренной интерес должен пройти через сердце, мозг, душу народа. И тогда мы сможем сказать, какой мы хотим видеть Украину. И именно это будет национальной идеей.

“Никогда не подписал бы харьковские соглашения”

– Чего бы вы, будучи президентом, не сделали бы никогда и ни при каких обстоятельствах – глядя на ошибки свои, Кучмы, Ющенко и Януковича?

– Я бы никогда не позволил, чтобы пошатнулась вера народа в возможность жить в независимом государстве. Никогда бы я не сделал шагов, которые меняют наши взгляды на территориальную целостность, наши взгляды про наш авторитет. Я бы никогда и ни при каких обстоятельствах не подписал харьковских соглашений. Я бы в международных условиях четко определил, что я хочу, и сказал бы об этом своему народу. Я бы не делал то, что унижает нашу страну, ограничивает и ставит под вопрос ее целостность – то, что угрожает ее государственности. Никогда.

– Что сохранит и укрепит независимость Украины?

– Реформы. Если мы не проведем реформы во всех сферах – я даже не стану их перечислять – наше будущее под вопросом. Сила и авторитет государства могут пошатнуться. Это не значит, что мы потеряем независимость. Нет, мы, возможно, будем продолжать оставаться независимыми, но очень примитивными и слабыми в глазах мира. Нельзя останавливаться, нужно реформировать страну, менять жизнь людей к лучшему.

“Кто такой Миллер – президент, премьер?”

– Нужно ли Украине вступление в какой-то союз – советский, таможенный, европейский?

– СССР – это прошлое, это мертвец, воскресить невозможно да и не стоит, хотя относиться к истории нужно корректно, поскольку она связана с миллионами людей. Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это хорошо, если бы участие в этих образованиях предполагало равноправие участников, а не зависело от величины страны. Как, например, это происходит в Евросоюзе, где маленькая Бельгия имеет такие же права и возможности, как и огромная Германия. А когда я почитал принципы экономического союза с Россией, которые предлагались, когда я еще был народным депутатом, то это выглядело так: 70% – Россия, 30% – все остальные государства. Зачем такой союз? Ведь это не союз, а объединение, где есть вождь и подчиненные. Стоит вступать в союзы, основанные на принципах равноправия и предполагающие выгоды для всех участников.

– Ваше отношение к предложению российской стороны “дружить по-белорусски” – скидки на газ в обмен на украинскую трубу?

– Я был поражен, когда услышал это заявление Миллера (председателя правления Газпрома, – ред.)! Но я задаю себе вопрос: а кто такой Миллер? Он что, президент, премьер? Он – руководитель компании. И он озвучивает, что он хочет только таким способом. Выходит, так: отдайте флот, отдайте трубу, а потом сядем за стол переговоров. Но когда садятся за стол, то каждая сторона должна предлагать что-то свое. А что у нас останется, кроме лиц, какие активы? Этого допустить нельзя. Но я повторю: я – за объединения и союзы, но нельзя строить союзы на принципах тоталитаризма.

dimas