Первая в истории Украины уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Нина Карпачева, занимавшая эту должность в 1998–2012 гг., обратилась 5 августа 2013 г. к президенту Виктору Януковичу с официальным представлением, в котором она просила его, как президента Украины, восстановить права Юлии Тимошенко на свободу и выполнить таким образом решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое по результатам рассмотрения дела «Тимошенко против Украины» от 30 апреля 2013 г. Напомним, что 31 июля 2013 г. это решение вступило в окончательную силу
Нина Карпачева также напомнила, что «сразу после ареста Юлии Тимошенко в 2011 году официально обращалась к судье Печерского районного суда Родиону Кирееву с предложением пересмотреть решение об аресте, который даже невозможно было обжаловать в апелляционном порядке, однако получила отрицательный ответ. «Процедурные нарушения, указанные в моем обращении к судье Родиону Кирееву, позже были проанализированы и нашли отражение в решении Европейского суда по правам человека», – добавила первый омбудсмен Украины.
Карпачева утверждает, что «…в деле Юлии Тимошенко объединились все возможные нарушения, присущие украинскому правосудию и правоохранительной системе. Это и непрерывное ежедневное слушание дела, и лишение возможности эффективной правовой защиты, и противозаконное избрание ареста в качестве меры пресечения, и допросы в камере Киевского СИЗО как проявление бесчеловечного обращения, и проведение «выездных судебных заседаний» 7-8 декабря 2011 года в тюремной камере с одновременным оказанием медицинской помощи подсудимой, и круглосуточное видеонаблюдение скрытыми камерами, осуществляемое сотрудниками-мужчинами, и незаконное обнародование в интернете таких видеоматериалов с целью дискредитации. И, наконец, применение насилия и избиение 20 апреля 2012 года Юлии Тимошенко работниками пенитенциарной службы при ее принудительном вывозе ночью из Качановской исправительной колонии, последствия которых были мной лично зафиксированы». Нина Карпачева считает, что только «безоговорочное выполнение решения Европейского суда по правам человека и освобождение Юлии Тимошенко продемонстрирует четкую позицию руководства страны относительно необратимости приближения Украины к международным стандартам соблюдения прав и свобод человека. Незаконное заключение бывшего премьер-министра Украины бросает тень на начатые долгожданные реформы и остается одной из ключевых проблем в отношениях с Европейским Союзом, непреодолимым барьером для европейской интеграции Украины. Освобождение Юлии Тимошенко будет означать для страны и мира отказ от избирательного правосудия, утверждение принципа верховенства права в правоприменительной практике Украины».
Нина Карпачева определила главную просьбу к Виктору Януковичу: «Обращаюсь к вам как к гаранту соблюдения прав и свобод человека в Украине и, наконец, как к мудрому человеку, с просьбой: на основании Конституции Украины, Уголовного процессуального кодекса Украины (вступил в действие в 2012 году), а также Конвенции о защите основных прав и свобод человека и Международного пакта ООН о гражданских и политических правах проявить добрую политическую волю и принять все возможные меры, включая помилование, для безотлагательного выполнения решения Европейского суда по правам человека и восстановления нарушенных прав Юлии Тимошенко, освобождения ее от отбывания наказания и предоставления возможности получить необходимое лечение за рубежом».
Возникает законный вопрос к госпоже экс-омбудсмену: а как это совместить с законодательством Украины? Тимошенко или должна признать себя виновной и просить президента Украины о помиловании, как сделали Юрий Луценко и его жена. Или же ждать позитивного решения от украинских судов – но его можно и не дождаться, ибо доказательная база, собранная защитой Тимошенко, может оказаться недостаточной. Ну, а Нина Карпачева, как человек, хорошо информированный о европейских правозащитных институциях, все делала правильно: она доводила их просьбы до всех органов украинской власти в 2010-2012 гг. и продолжает делать это и сейчас. Как сообщалось в СМИ ранее, решение Европейского суда по правам человека от 30 апреля 2013 года, которое 31 июля приобрело статус окончательного, – создало в деле Юлии Тимошенко новую юридическую ситуацию. Так считают ее адвокаты, в т.ч. и Сергей Власенко. Как информирует ее персональный сайт, Юлия Тимошенко через своих адвокатов обратилась в Верховный суд Украины с новым заявлением – о пересмотре и отмене приговора по так называемому «газовому» делу на основании решения ЕСПЧ от 30 апреля 2013 года. Указанное заявление было 1 августа зарегистрировано в Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Согласно закону о судоустройстве, ныне возможность рассмотрения такого заявления в Верховном суде устанавливает Высший специализированный суд, которому отводится 15 дней на решение этого вопроса. Как считают защитники Тимошенко, в случае невыполнения решения Европейского суда по правам человека защита Юлии Тимошенко оставляет за собой право обратиться в Комитет министров Совета Европы, который, в соответствии со статьей 46 Европейской конвенции по правам человека, осуществляет контроль над выполнением решений Европейского суда. В соответствии с пунктами 4 и 5 данной статьи, Комитет министров Совета Европы имеет право и полномочия представить государству обязательный для выполнения перечень мероприятий по конкретному судебному решению. Правда, эта процедура в отношении Украины не применялась, и как она должна исполняться – никто сейчас в Украине не знает.
Далеко не все политики в Европе и даже в Германии считают Тимошенко «узницей совести» и жертвой режима. Так, газета Berliner Tageszeitung/Berliner Tageblatt в статье «Тимошенко и БЮТ одеваются в лживые тоги мучеников режима» сообщает, что весь пиар ЮВТ и ее партии в Европе был оплачен через счета неких оффшорных фирм, за которыми стоял Григорий Немыря (см. историю скандала «Немыря Ликс»). На этом фоне весьма скандальной выглядит информация, что (цитирую): «изданию стало известно, что ни Юлия Тимошенко, ни ее партия БЮТ – до сих пор не заплатили ни одного евро за лечение берлинской клинике «Шарите»! Tем более, что каждый немецкий гражданин должен заплатить из своих доходов налоги на федеральную клинику». Так зачем же немецкие политики и сама бундесканцлерин Меркель выступают в поддержку освобождения Юлии Тимошенко? Ответ простой: выборы в парламент Германии осенью 2013 года. Меркель нужна поддержка всех, кто максимально озабочен защитой прав человека во всем мире и демократией в Восточной Европе! Но вот жителям Берлина, которые платят налог на поддержку Тимошенко путем финансирования ее заочного лечения в клинике «Шарите», уже недовольны: за что-де мы платим свои евро? Увы, легендарный немецкий прагматизм тут играет против ЮВТ.
Тимошенко – не Беназир Бхутто
Раскрутку Тимошенко облегчает уже созданный в СМИ канон, который хорошо известен интеллектуалам Запада. Речь идет о Беназир Бхутто – первой женщине и дважды премьер-министре Пакистана, которая погибла от рук местных террористов в декабре 2007 года. Она, кстати, тоже очень любила позировать для фото в белом. Напомним некоторые моменты ее биографии. Наиболее занятные моменты, сближающие ее с Тимошенко, подчеркнем.
Премьер-министр Исламской республики Пакистан (1988-1990, 1993-1996), лидер Пакистанской народной партии Беназир Бхутто (Benazir Bhutto) родилась 21 июня 1953 года в Карачи, в семье влиятельного политика и богатого землевладельца Зульфикара Али Бхутто, президента (1971-1973) и премьер‑министра (1973-1977) Пакистана. Посещала христианскую миссионерскую школу. Высшее образование получила в Рэдклифском колледже при Гарвардском университете в США, а также в Оксфордском университете в Великобритании, где была президентом студенческого дискуссионного общества Oxford Union.
В июне 1977 года, после семилетней учебы за границей, вернулась в Пакистан. Политическую карьеру Беназир Бхутто начала как помощник своего отца, занимавшего в то время пост премьер-министра Пакистана. После военного переворота генерала Зия-уль-Хака в июле 1977 года Зульфикар и Беназир Бхутто были арестованы. В 1979 году экс-премьер был казнен, а Беназир несколько лет провела в тюрьме и под домашним арестом. В 1984 году ей и ее матери было разрешено выехать за границу на лечение.
Живя в изгнании в Лондоне, Бхутто стала руководителем Пакистанской народной партии (ПНП), которая была основана ее отцом. В 1986 году, после отмены военного правления, Бхутто вернулась в Пакистан и включилась в политическую борьбу. В 1987 году она вышла замуж за политика и предпринимателя Асифа Али Зардари (Asif Al iZardari).
После гибели генерала Зия-уль-Хака в авиакатастрофе в августе 1988 года в ноябре в стране прошли парламентские выборы. На выборах победила Пакистанская народная партия.
1 декабря 1988 года Беназир Бхутто была назначена премьер-министром Пакистана, став первой женщиной – главой правительства в исламском государстве и самым молодым премьер-министром в истории Пакистана.
В 1990 году президент Пакистана обвинил кабинет Бхутто в коррупции и сместил премьера с должности, назначив новые выборы, которые привели к поражению ПНП. Бхутто удалось избежать привлечения к ответственности, но ее муж Зардари провел в заключении два года. В 1993 году ПНП вновь выиграла выборы, и Бхутто заняла пост премьер-министра Пакистана. Второй кабинет Бхутто просуществовал до 1996 года, после чего был отправлен в отставку. Зардари был вновь арестован, а самой экс-премьеру пришлось иметь дело с многочисленными обвинениями в коррупции. В начале 1998 года Бхутто, ее мужу и матери были предъявлены официальные обвинения в коррупции, а их счета в британских и швейцарских банках были заморожены.
В 1999 году Бхутто покинула Пакистан. Большую часть своей вынужденной эмиграции экс-премьер Пакистана провела в Великобритании и ОАЭ.
18 октября 2007 года Беназир Бхутто вернулась на родину после восьми лет вынужденной ссылки. Во время следования кортежа в толпе встречающих ее сторонников прогремело два взрыва. Погибли около 140 человек, более 500 человек были ранены. Сама Бхутто не пострадала. Она заявила о своем намерении баллотироваться на всеобщих парламентских выборах в январе 2008 года и добиваться поста премьера.
27 декабря 2007 года Беназир Бхутто была убита во время предвыборного митинга в городе Равалпинди. 15-летний боевик-смертник открыл огонь по автомобилю, из которого Бхутто приветствовала своих сторонников, а потом взорвал себя рядом с ним. При теракте погибли Беназир (умерла по дороге в больницу) и еще 26 человек, около 100 были ранены.
Вот такой канон для политической деятельницы уже написан в СМИ Европы! Интересно, реализуют ли его в отношении Тимошенко?