Политические новости

Кличко погубит «секонд-хенд» Ющенко

Политический проект Виталия Кличко «Удар» можно признать одним из самых удачных в современной электоральной истории Украины, но в политтехнологическом плане это будет самое большое разочарование выборов 2012 года

Его политическая партия «Удар» является таким же виртуальным образованием, как и «Украина вперед», у Кличко есть еще одно немаловажное преимущество — харизма. Кличко хорошо известен на Украине как всемирно известный непобедимый боксер.

На протяжении всего года Кличко справедливо критиковали за отсутствие идеологии и внятных позиций по всем без исключения вопросам.

Виталию необходимо было остановиться на образе успешного спортсмена, простого парня, молодого неиспорченного политика и эксплуатировать его на протяжении всей избирательной кампании. Добавить несколько тем для своего основного электората – молодежи.

«Политический проект Виталия Кличко «Удар» можно признать одним из самых удачных в современной электоральной истории Украины. Абсолютно фантомное политическое образование, имеющее еще меньше года назад в активе только фамилию Кличко, сумело плотно обосноваться на третьем месте в избирательном рейтинге. Но как не парадоксально, на мой взгляд, в политтехнологическом плане это будет самое большое разочарование выборов 2012 года», – пишет политаналитик Алексей Жесткий.

«В настоящей кампании Кличко на пару с Королевской попытаются оседлать доминирующий, в последние годы среди украинцев, стереотип «молодых и новых политиков». Изначально оба эти проекта были ориентированы на один и тот же электорат, оставшийся от безвременно почившего, в политическом смысле этого слова, Сергея Тигипко. К слову, уникальность данных избирателей заключается в том, что они равномерно рассеянны по всем регионам Украины.

Сразу необходимо отметить, что размер этого базового электората намного превышает те 13 процентов, которые отхватил Сергей Леонидович в первом туре президентских выборов. По большому счету в эту базу можно включить всех подвижных или попросту не определившихся избирателей. А таких у нас больше пятидесяти процентов.

В борьбе за этих украинцев у Кличко изначально имелась значительная фора. Если не считать киевского неудачного опыта, то в отличие от Королевской, Кличко в большой украинской политике фигура действительно новая. В его шкафу нет скелетов бегавших от Януковича к Тимошенко и обратно.

И хотя политическая партия «Удар» является таким же виртуальным образованием, как и «Украина вперед», у Кличко есть еще одно немаловажное преимущество. Он обладает какой-никакой харизмой и у него постоянно наблюдается мощная динамика рейтинга. А именно положительная динамика является одной из главных предпосылок завоевания подвижного электората. Партия «Удар», опираясь только лишь на личность Виталия Кличко, смогла стартовать с 10 процентным рейтингом.

И вот при таких замечательных стартовых условиях политтехнологи Виталия допустили непростительную стратегическую ошибку.

Конфуз который случиться, а точнее уже случился с Кличко, очень напоминает ситуацию произошедшую в 1995 году на выборах в Государственную Думу России с генералом Лебедем. Этот пример детально описали в учебнике по политтехнологиям россияне Е.Малкин и Е.Сучков.

Если вкратце, то к началу избирательной кампании проект Александра Лебедя Конгресс русских общин потенциально имел «не менее 30-35% голосов (базовый электорат «сильной личности» + подвижные избиратели). После такой победы А. Лебедь становился единственным реальным кандидатом на следующих через полгода президентских выборах и выигрывал их с вероятностью, близкой к 100%. Причем достигалось все это без особых усилий – генералу надо просто было работать в образе, стучать кулаком и обещать навести в стране порядок железной рукой. И никакие действия конкурентов, никакие деньги и никакой административный ресурс остановить победу А. Лебедя не смогли бы.

Все было погублены в один миг – когда А. Лебедь был поставлен не на первое, а на второе место в федеральном списке КРО. Организаторы кампании КРО попытались реализовать идею «просвещенного патриотизма»: во главу списка был поставлен Ю. Скоков (который как «просвещенный патриот», несомненно, выглядел убедительнее, чем А. Лебедь).

О том, какие возможности были упущены, говорит то, что через полгода А. Лебедь на президентских выборах, находясь в худших стартовых условиях (отрицательная динамика рейтинга, ослабленные по сравнению с 1995г. структуры поддержки в регионах), смог, начав работать в образе, набрать 15% голосов».

Практически то же самое, благодаря усилиям оранжевых идеологов и политтехнологов, во главе с вовремя покинувшими тонущую «Нашу Украину» Ириной Геращенко и Ростиславом Павленко, произошло и с Кличко.

Виталия Кличко на протяжении всего года справедливо критиковали за отсутствие идеологии и внятных позиций по всем без исключения вопросам. И это действительно было. Но с политтехнологической стороны это как раз тот случай когда «лучше жевать, чем говорить». Виталию необходимо было остановиться на образе успешного спортсмена, простого парня, молодого неиспорченного политика и эксплуатировать его на протяжении всей избирательной кампании. Добавить несколько тем для своего основного электората – молодежи. И спокойно наращивать рейтинги и на правом и на левом берегу Днепра.

Вместо этого был запущен механизм «саморазрушения образа». Кличка на всех парах понесло в «просвещенный патриотизм». Хотя это и не удивительно. Судя по политической составляющей списка «Удара» последний полностью заполнил оранжевый секонд-хенд. Третьим номером стоит Валентин Наливайченко, еще месяц назад числившийся главой «Нашей Украины», шестой Ирина Геращенко – экс-пресс-секретарь Виктора Ющенко, а писательница Мария Матиос куда органичнее смотрелась бы в списках партии «Собор» или у того же Ющенко. К сожалению, произошел классический в украинской политике случай – пешки сыграли короля.

Показательна в данном контексте эпопея с принятием закона «Об основах государственной языковой политики». Лично меня всегда коробило, когда в авангарде борцов «за рiдну мову» оказываются стопроцентно русскоязычные персонажи. На подсознательном уровне ощущаешь в этом что то искусственное, неискреннее. И если Яценюк во главе объединенной оппозиции исключительно по объективным соображениям не мог не ввязаться в абсолютно невыгодную для себя дискуссию с «Партией регионов», то Кличко наступая на те же грабли еще и выглядел в этой дискуссии инородным телом. В результате приобретя пару процентов на Западной Украине он, в унисон с «Батьківщиной», на много больше потерял на Востоке и Юге Украины.

Что же имеем в сухом остатке. По утверждениям социологов, в частности Ирины Бекешкиной из фонда «Демократические инициативы», «наблюдается миграция электоральных симпатий к партии Кличко – с востока и юга в центр и запад Украины». Учитывая отсутствие на юго-востоке какой либо альтернативы кроме коммунистов для «Партии регионов» и имея колоссальное количество молодых избирателей нежелающих голосовать за регионалов, «Удар» опустился до жалких пяти процентов. Иначе как провальной назвать такую стратегию сложно.

P.S. В статье я сознательно не касался качественной составляющей политического проекта Виталия Кличко «Удар», ограничившись лишь политтехнологическими аспектами. Ведь если начать обсуждать присутствие в проходной части списка таких фигурантов, как к примеру, мой земляк Сергей Куницын, то от мифа о третьей силе, новых лицах и людях с чистыми биографиями может мало что остаться. Проект «Удар» станет напоминать приснопамятную и неизвестно куда сгинувшею «Сильную Украину», а сам Виталий Кличко очень популярного сейчас кота, только в мешке».

Мнение Алексея Жесткого разделяет политолог Владимир Фесенко.

«Это закономерно, поскольку еще раньше в «Ударе» и вокруг «Удара» было несколько человек, связанных с Ющенко», – сказал Фесенко.

Эксперт также отмечает, что огромный риск для Кличко – «нашеукраинизация» или «национал-демократизация», которая может погубить его партию.

Но Кличко не особо озабочен собственной политической силой. К нему идет много людей, он почти всем что-то обещает, но он не контролирует в полной мере свою политическую силу. Там есть, как в свое время как в Нашей Украине, внутренние конфликты, разные позиции, разные взгляды, разные люди.

«Его, наверное, тоже ведет некая сила и удача. В свое время о Ющенко говорили, что он счастливчик, но потом настала совсем другая, черная полоса. Такое может быть и с Кличко», – отметил Фесенко.

Кличко потенциально ближе к оппозиции. И большая часть его сторонников считает, что ему нужно сотрудничать именно с оппозицией, договариваться с оппозицией. Но власть как раз и будет сталкивать Кличко с оппозицией, уверен эксперт.

Политический проект «Удар» обречен, поскольку держится исключительно на харизме непобедимого боксера Кличко. Заметим, на харизме спортивной, его основной электорат — фанаты и любители бокса. Завершение боксерской карьеры, а хуже того проигрыш на ринге могут напрочь уничтожить его рейтинг.

Если на ринге Виталий Кличко профессионал, то на трибуне он выглядит… Пока не как политик, а как спортивная знаменитость определенного промежутка времени.

Время партий имени кого-то уходит, они не имеют политических перспектив, как это заметно по «Нашей Украине» Ющенко, «Украине — Вперед!» Королевской, радикальной партии Ляшко… Я бы осмелился сказать, что они вредны для общества, поскольку там доминирует личное мнение, не совсем профессиональное и компетентное. Кроме этого, лидерские партии обречены на хорошие команды, туда просто не пропускают ярких, разумных личностей. Виноваты объективные законы Паркинсона – начальник подсознательно не желает выглядеть идиотом.

По материалам Dr.Frost
dimchikk