"За последние два с половиной года ситуация на Украине изменилась, но не к лучшему", - пишет Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона, в своей статье в Foreign Policy
28 октября парламентские выборы на Украине станут либо последним шагом Януковича к консолидации власти, либо последним шансом его противников прервать правление его семьи, полагает автор статьи.
Партия Януковича уже обладала парламентским большинством, когда он пришел к власти, и поэтому он смог быстро сформировать правительство. Президенту удалось поставить под контроль Конституционный суд, который вернул страну к конституции 1996 года, наделяющей главу государства большей властью. Тем временем бывшего премьер-министра и лидера оппозиции Юлию Тимошенко приговорили к семи годам тюрьмы, описывает политическое развитие Украины в последнее время издание.
Однако только одни репрессии не спасут президента, если его поддержка со стороны большого бизнеса продолжит уменьшаться, считает Андерс Аслунд. Изначально в правительстве Януковича доминировали девять крупных корпораций, но число их представителей быстро сократилось. Сторонники клана Януковича контролируют все правоохранительные органы, центральный банк, министерство финансов, в то время как бизнесмены жалуются на притеснения со стороны сына президента, Александра Януковича, сообщает Foreign Policy.
Некоторые очевидно не удовлетворены сложившимся положением, включая первого заместителя премьер-министра Валерия Хорошковского, министра экономики Петра Порошенко и заместителя премьер-министра Сергея Тигипко, утверждает автор статьи. На девятой Ялтинской ежегодной встрече они признали текущие проблемы в управлении страной и призвали к более тесному сотрудничеству с Европой и более быстрым экономическим реформам, отмечает присутствовавший там эксперт.
Прошлой осенью Украина подписала соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Но ЕС отказался ратифицировать документы, пока Тимошенко остается в тюрьме, отмечает Foreign Policy.
Янукович пригрозил повернуться в сторону России, если ЕС будет оказывать ему холодный прием, но его угрозы лишены основания, поскольку Владимир Путин практически уклоняется от встреч с ним, считает Аслунд. В отчаянных поисках друзей Янукович сейчас заигрывает с Китаем. Китайцы предложили Украине несколько многомиллиардных контрактов, но до сих пор ни один из них не принес плодов, пишет издание.
Существует множество неподтвержденных обвинений в адрес приближенных клана Януковича в том, что они получают откаты от 40 до 70% по основным государственным сделкам. Крупные сектора экономики закрыты для всех, кроме горстки украинских бизнесменов, особенно в производстве стали, добыче газа, электроэнергетике, горнодобывающей и химической отраслях промышленности, утверждает издание.
Янукович надеется еще больше консолидировать свою власть, получив конституционное большинство в парламенте в две трети мест, но это кажется эксперту маловероятным. Его личная популярность не превышает 20%, а “Партии регионов” – 25%, сообщает Foreign Policy.
По мнению Аслунда, победа демократической “оранжевой” оппозиции также не представляется возможной. Несколько оппозиционных партий объединились под руководством Арсения Яценюка, но ему не хватает харизмы Тимошенко. Ни один бизнесмен не осмелится спонсировать оппозицию, некоторые ее лидеры сейчас в тюрьме, у нее ограниченный доступ к СМИ, и власти основали несколько подставных партий, включая партию Ющенко, чтобы сбить с толку избирателей, утверждает автор публикации.
Третий сценарий кажется более правдоподобным: повторение выборов 2002 года, когда правящая партия раскололась на девять олигархических фракций. Такая ситуация не эквивалентна демократии, но может создать некоторые сдержки и противовесы для теперешнего правления, предполагает Foreign Policy.
Проблема Януковича состоит в том, что он использует только кнут, отказавшись от пряников. Плоды его хищнического правления разделяют только немногие из его ближайшего окружения, родом из Донецка, пишет автор статьи. Он консолидировал власть, одинаково сокрушая друзей и врагов. Следовательно, на Украине может снова возродиться плюралистическая система, заключает Аслунд.