На этой неделе украинцы узнали, что их страна действительно расположена на "линии разлома" - между цивилизацией институций и верховенства закона, характерный образец которой - Евросоюз, и цивилизацией произвола власти, которую олицетворяет Путин.
На этой неделе украинцы узнали, что их страна действительно расположена на “линии разлома” – стыке двух цивилизаций, пишет обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум.
“Между цивилизацией институций и верховенства закона, характерный образец которой – Евросоюз, и цивилизацией произвола власти, которую олицетворяет российский президент Путин”, – поясняет автор.
Конфликт между двумя цивилизациями не похож на битву, подчеркивает Эпплбаум. Если страны ЕС совместно применяют военную силу, то лишь изредка. Торговые эмбарго и распределение средств ЕС регулируются правилами. Это значит, что ЕС не может предложить соседям самые соблазнительные “пряники” или предъявить впечатляющий “кнут”. Зато ЕС может предложить Соглашение об ассоциации – “скучный документ, ибо верховенство закона – это всегда скучно, так как оно старается избежать споров”.
Янукович неожиданно прервал переговоры с ЕС. Эпплбаум отмечает, что это произошло после встречи с Путиным. Путин, в отличие от ЕС, располагает и “кнутами”, и “пряниками”, а также может себе позволить резко менять курс. “Несколько лет назад он молчаливо согласился с процессом переговоров, а теперь счел, что пакт Украины с ЕС – унижение для России и “потеря лица” для него лично”, – утверждает автор.
Янукович начал просить у Европы “несуществующие пряники”, а Азаров – требовать, чтобы МВФ улучшил условия кредита. В среду Янукович заявил, что ЕС унизил Украину, предложив нечто мизерное. “У нас серьезная страна”, – сказал Янукович.
“Беда в том, что серьезные страны так не ведут переговоры с организацией из 28 государств-членов”, – замечает Эпплбаум и размышляет: “Возможно, Евросоюз должен научиться играть более агрессивно, вести торговые войны против Путина. Но сейчас это нереально”.
Украинские протестующие явно осознают плюсы “скучного” торгового соглашения с ЕС. Но, увы, политики “не понимают характера цивилизации ЕС либо так сильно зависят от нынешней системы (лично и финансово), что не хотят пытаться его понять”, – заключает автор.