Эксперты рассказали, как будут складываться российско-украинские отношения в случае подписания cоглашения с ЕC.
После “торговых войн”, которые эксперты объясняли принуждением Украины к вступлению в Таможенный союз, советник президента России Владимира Путина Сергей Глазьев заявил, что, если Киев подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, он перестанет быть для Москвы стратегическим партнером. В частности, политик отметил, что подписание документа – “это катастрофа для Украины и большой удар для нас”, добавив, что российская сторона “всеми силами хотела бы этого избежать”.
Эксперты прокомментировали заявление Глазьева, рассказав о том, насколько вообще возможно прекращение партнерства Украины и России, двух тесно сотрудничающих государств, а также поделились прогнозами о том, как дальше будет реагировать РФ на сближение Украины и Европы.
В целом, опрошенные нами политологи убеждены, что даже после подписания соглашения с Евросоюзом Украина и Россия сумеют сохранить сотрудничество и даже начнут выстраивать его на новом уровне. В то же время, давление со стороны Москвы в ближайшее время вряд ли прекратится.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков
Думаю, что партнерство Украины и России будет продолжаться, причем по разным направлениям. Это естественный процесс. Но то, что российская сторона оказывает и будет оказывать серьезное давление на Украину накануне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и после этого, это также абсолютно очевидно. То есть, Россия будет включать разные рычаги воздействия, и этот процесс будет продолжаться.
Что касается перспектив партнерства, то мы должны искать ходы и механизмы урегулирования спорных вопросов и продолжать сотрудничество Украины и России после подписания Соглашения об ассоциации, которое отвечает национальным интересам Украины в полной мере и не должно блокировать отношения с Российской Федерацией.
Угрозы Глазьева – это инструмент политического давления. Это давление Россия оказывала и оказывает, и оно еще будет усиливаться. И, очевидно, подобные заявления еще не раз прозвучат.
Что касается экономических рычагов давления на Украину – возможен определенный момент затухания. Но, в целом, экономическое давление будет продолжаться в той или иной форме. Россия от попыток привлечения Украины к Таможенному союзу не откажется.
Политический аналитик, эксперт-международник Александр Палий
Для Украины было бы большой удачей, если бы между нею и Россией прекратилось такое партнерство, которое существует сегодня. Поскольку сейчас Украина в результате так называемого партнерства имеет самые высокие цены на энергоносители в Европе, постоянное вмешательство в свои дела со стороны России и навязывание разных коррупционных политиков. Если бы все это прекратилось, это было бы большим счастьем для Украины.
Думаю, что для обеих стран было бы полезно немного углубиться в самих себя, понять наконец, чем они являются в мире. И после этой трезвой рациональной оценки нам было бы значительно легче налаживать нормальные добрососедские и взаимовыгодные отношения. Ведь, как бы там ни было, Украина и Россия – соседи. Осознав, кем они являются, без иллюзий и всяческих постимперских болезней, мы бы могли построить более здоровые отношения.
Эти угрозы – это просто слова (российская дипломатия и чиновники любят говорить слова, которые ничего не значат). “Стратегическое партнерство” – это слова, которые ничего, кроме проблем, для Украины не значат.
С января по май этого года на Россию приходилось 23% нашего экспорта. Сейчас, думаю, уже намного меньше. Как только доля нашего экспорта в Россию уменьшится до 10-15%, Украине будет совершенно безразлично, что там сказал Онищенко (главный санврач РФ – ред.), и какие у него там санитарные нормы. Если политика России не будет цивилизованной, в рамках зоны свободной торговли СНГ и ВТО, и она будет применять по отношению к Украине разные преграждающие меры, это будет вести к девальвации российского влияния в Украине. Оно просто будет постепенно исчезать.
Россия как большое государство многое может сделать, но определенные вещи не выгодны ей самой. Думаю, что Россия будет действовать в своем традиционном русле. Хотя в экономике она уже мало что сможет сделать. Украина почти создала рынок нефти в стране, постепенно создает рынок газа. Потому в этом смысле РФ мало чем может повлиять на Украину. Если бы Россия отключила Украине газ, то это была бы больше проблема для самой России. Ведь в Украине газ закачан и закачивается сейчас активно – на зиму хватит.
В случае подписания соглашения с ЕС, сотрудничество и партнерство Украины и России, все равно, будет сохраняться, потому что такие большие соседи не могут не сотрудничать. Например, страны Балтии присоединились не только к ассоциации с Европейским союзом, но и непосредственно к ЕС, к тому же, присоединились к НАТО, разместили на своей территории военную авиацию европейских стран. И после этого всего Россия с ними продолжает сотрудничать.
Россия реагирует так остро на Украину не потому, что мы для нее чрезвычайно важны, или она хочет что-то от нас получить. Суть в том, что Украина провоцирует Россию своей слабостью и непоследовательностью. Как только мы встанем на ноги и получим международную поддержку, Россия будет вынуждена выстраивать с Украиной нормальные отношения. А все нынешние истерики России – временны.
Директор Института украинской политики Кость Бондаренко
Чтобы стратегическое партнерство прекратилось, должен быть определенный прецедент. Стратегическое партнерство Украины и России испытано годами, и строится оно на взаимовыгодной основе. Украина и Россия являются партнерами в экономике, энергетике, многих проектах, посвященных освоению космоса, и т.д. Потому говорить о разрыве отношений или прекращении стратегического партнерства на сегодняшний день не приходится.
Есть эмоции отдельных политиков, есть эмоции отдельных советников Путина, есть эмоции отдельных украинских политиков. Но все-таки, я думаю, что пройдет время после подписания Соглашения об ассоциации, месяц-другой, и все уляжется, и Украина и Россия дальше будут работать вместе.
Пока что Россия на сближение Украины с Европейским союзом будет реагировать в основном заявлениями, также будут использоваться лоббистские механизмы, которые уже отработаны в России. То есть мы можем стать свидетелями появления большого количества статей в западной прессе с негативным изображением Украины. Мы можем стать свидетелями разнообразных заявлений политиков, которые имеют определенную зависимость от России, “Газпрома” и т.д. Но не думаю, что это будут какие-то активные действия по отношению к Украине.
Что касается экономических рычагов давления – Россия уже продемонстрировала, что может быть после подписания Соглашения: введение дополнительных ограничений, которые будут касаться дополнительных проверок товаров. Но применять санкции (к примеру, не пускать товары) будет чрезвычайно сложно.
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов
Это заявление (Глазьева – ред.) выглядит как предупреждение, угроза. Но, с другой стороны, непонятно, насколько сегодня в принципе работает формула стратегического партнерства. Ведь позиции относительно принципиально важных для Украины вопросов расходятся.
Стратегическое партнерство – это определенный набор принципов, с которыми соглашаются обе страны. Это касается и инструментов, которые они используют: консультации по ряду вопросов, разработка общей позиции, распределение интересов, в каких моментах Украина поддерживает российскую позицию, интересы, в каких – Россия поддерживает украинскую позицию. В случае обострения экономического конфликта эта схема разрушается, поскольку отношения из формата сотрудничества переходят в формат соперничества и противодействия.
Думаю, что украинское руководство все-таки попытается возобновить более-менее нормальный диалог. Если стратегическое партнерство будет сохраняться, то оно должно быть переформатировано с учетом возможных последствий подписания Соглашения об ассоциации. Поскольку российская сторона декларирует стратегическое партнерство с отдельными странами ЕС, таким образом, это не может рассматриваться как концептуальное препятствие.
Как Россия может дальше реагировать на сближение Украины и ЕС? Остается претензия на 7 миллиардов долларов по “газовым контрактам”. Вроде, согласно Харьковским соглашениям, претензии не выдвигаются в случае уменьшения объемов, но это требует определенной юридической обработки и поддержки. В случае возникновения перебоев с поставками газа может быть попытка дискредитировать Украину как транзитера. Это будет влиять на бизнес-круги ЕС и политические круги, которые будут представлять Украину в качестве ненадежного партнера и подрывать доверие к административным структурам и власти в целом. То есть, Россия будет также пытаться создать такие условия, при которых ЕС отложил бы подписание Соглашения об ассоциации с Украиной. Думаю, что это главная цель.
Пока что мы наблюдаем демонстративные акты, указывающие на то, что экономика страны будет страдать от брутальных отношений с Россией и Таможенным союзом, но при этом она существенно зависит от экспорта в Россию и других стран СНГ. Россия создает такую ситуацию, в которой ЕС должен взвешивать и понимать последствия сближения со страной, которое не даст стране никаких экономических преимуществ, но может вызвать существенное ухудшение их состояния. Таким образом, сближение с ЕС будет рассматриваться как причина экономической депрессии и обострения внутреннего кризиса в Украине.