Неутешительные прогнозы для украинской экономики, которые в последнее время очень часто исходят от российских экспертов и политиков, не волнуют украинскую власть. Такой вывод можно сделать, если промониторить информполе.
Еще в августе наши чиновники регулярно парировали заявления россиян, но в последние несколько недель они хранят молчание. Почему украинская власть не отвечает на «взрывоопасные» заявления россиян и насколько эффективна такая тактика?
В начале сентября Сергей Глазьев, советник руководителя Кремля Владимира Путина, ссылаясь на результаты исследований российских экономистов, заявил: Украина на грани дефолта, и спасти ее от этого может только сближение с Россией, в частности, вступление в Таможенный союз. Заявлению Глазьева предшествовали переговоры с Кабмином Николая Азарова. По словам источника из близкого окружения первого вице-премьера Сергея Арбузова, 18 августа Глазьев неофициально приехал в Киев и встретился с членами Кабмина. Он передал им объемный отчет под названием «Риски наступления дефолта в Украине в краткосрочной перспективе».
В Кабмине это документ внимательно изучили. «В нем содержалось много секретной информации. Например, уровень задолженности украинских банков перед российскими кредиторами. Из чего можно сделать вывод, что над документом потрудились сотрудники спецслужб. Но аналитика была необъективной», – рассказывает чиновник, ознакомленный с этим документом.
Олег Ногвинский, председатель правления ассоциации «Поставщики Таможенного союза», который также знаком с содержанием этого отчета, добавляет, что в нем говорилось о возможном дефолте Украины в III-IV квартале этого года в случае, если правительство не привлечет российские кредиты. «Это заключение российских экспертов, но это только одна из версий развития ситуации в Украине. Документ был под грифом «для служебного пользования», – отмечает Ногвинский.
Глазьев подтверждает, что в августе и сентябре неоднократно встречался с Сергеем Арбузовым и несколько раз – с премьером Николаем Азаровым.
На отчет Глазьева сотрудники финансового блока Кабмина подготовили так называемые контр-тезисы. Их суть – проблемы в финансовом секторе существуют, но многие из них приукрашены российской стороной. С этими тезисами, по словам источника из близкого окружения Арбузова, Азаров 26 августа улетел в Москву на встречу со своим коллегой Дмитрием Медведевым. Никаких конкретных договоренностей по итогам встречи премьеров принято не было.
Через неделю, 3 сентября, был обнародован другой документ о нерадужных перспективах украинской экономики под авторством Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. Только в этот раз речь шла о валютном кризисе.
Глазьев активно транслировал выдержки из обзора Сбербанка России. К примеру, 8 сентября в интервью радиостанции «Эхо Москвы» он процитировал документ, после чего предложил руководству Украины выход: «Если Украина идет к нам в Таможенный союз, все эти проблемы снимаются автоматически. Плюс она получает возможность доступа к нашим кредитным ресурсам».
Но публичной реакции украинских чиновников не последовало. К моменту публикации материала никто из членов Кабмина, ни чиновники Администрации президента, ни сам Виктор Янукович официально не прокомментировали неутешительные прогнозы российских экспертов. Хотя еще в конце августа премьер и президент регулярно парировали заявления Глазьева и других пророссийских экспертов.
Главная цель, которая преследовалась пиар-кампанией – «погасить» информационный шум вокруг отчета «Сбербанка России»: после такого медиаскандала журналисты будут намного осторожнее писать о проблемах в украинской экономике, боясь быть обвиненными в «джинсе».
Пока руководство страны хранило молчание, в СМИ появились публикации о попытках группы пиарщиков разместить в прессе рекламные материалы о неизбежности дефолта и девальвации гривны. В начале сентября почти все СМИ получили предложения о размещении подобных материалов. Однако, как показывает практика, идентифицировать пиарщика, предлагающего размещать заказные статьи, не удалось – от личной встречи они повсеместно отказывались, а позже переставали отвечать на звонки и электронные письма. Что примечательно: опубликовать «нужную» информацию пытались «в лоб» – прозванивая не только рекламные отделы изданий, но и редакции, будто специально стараясь себя выдать.
В тоже время, шила в мешке не утаишь, как стало известно, данная компания проводилась членами общественной организации «Украинский выбор». Лидер данной организации Виктор Медведчук, который по совместительству является еще кумом Владимира Путина. Делайте выводы…
В то же время, по мнению экспертов, история с попытками разместить рекламные материалы о возможной девальвации гривны и дефолте сыграла на руку Кабмину. По мнению украинского политтехнолога Сергея Гайдая, информация о том, что российские чиновники пытаются всеми правдами и неправдами заставить украинские СМИ написать о будущем дефолте, нивелировала в глазах населения достоверность отчета «Сбербанка России» и заявление Глазьева. «Если информацию пытались разместить за деньги, то она выглядит недостоверной. С политтехнологической точки зрения – это грамотный ход», – говорит Гайдай.
Кроме того, многие эксперты сходятся во мнении, что эта кампания позволит правительству в будущем списывать на «происки России» любую информацию украинских СМИ о проблемах в финансовом секторе.