В этом году в репортажах об Украине доминировали предупреждения ЕС: судьба исторических соглашений об ассоциации и свободной торговле зависит от того, будет ли освобождена из тюрьмы лидер оппозиции Юлия Тимошенко, пишет Роман Олеарчик в блоге The Financial Times beyondbrics.
Автор сожалеет, что на этом фоне оказался в тени “отчаянный призыв Киева к Брюсселю: помогите нам импортировать больше газа с европейских рынков по более низким ценам, чем взимает российский газовый гигант “Газпром”.
За последний год Украина достигла прогресса, начав импорт через газопроводы малой мощности, связующие ее с Венгрией и Польшей. Но украинские чиновники утверждают, что усилия по расширению импорта с Запада блокируются на границе со Словакией. Мощность трубопроводов, пересекающих эту границу, гораздо больше, чем у тех, которые пролегают на границах с Венгрией и Польшей, говорится в статье.
В четверг на переговорах в Киеве с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером премьер-министр Украины Николай Азаров пошел на открытую конфронтацию.
“Нам трудно понять, почему переговоры со Словакией столь затруднительны. Нерешенность этой проблемы по сей день поднимает вопросы о политике ЕС. Очевидно, что отсрочки по этому вопросу усложняют нашу переговорную позицию в отношении России. Встает вопрос: это политика Словакии, России или ЕС?” – спросил Азаров.
Отвечая на вопрос beyondbrics, с чем связана задержка, Эттингер намекнул на то, что “Газпром” является фактором. “Мы выясняем у наших словацких и украинских партнеров, что является технически целесообразным и законным. Мы сотрудничаем с задействованными компаниями. “Газпром” является частью этих дискуссий. Нам нужно больше времени. Это большая задача”.
Представители словацкого газопроводного оператора Eustream утверждают, что проблема в украинской стороне, передает корреспондент. Пресс-секретарь компании сказал: “Eustream заинтересована в беспрепятственном пограничном сотрудничестве с Украиной как по традиционному направлению, так и по обратному потоку. Со словацкой стороны Eustream – единственный [оператор системы], ответственный за все меры, связанные с транспортировкой газа. На Украине же обязательства не совсем ясны и прозрачны”.
В принципе Украина сама создала проблему в предыдущие годы, позволив “Газпрому” установить собственные системы на границе, говорится в статье.
“Проблема в том, что “Газпромэкспорт” имеет измерительные приборы на границе между [трубопроводами украинского] “Укртрансгаз” и Eustream. Данные по ним закрыты. Однако по условиям Европейской энергетической хартии они должны открыть эти данные. Когда они сделают это, все технические вопросы будут урегулированы. Других вопросов нет”, – сказал после переговоров, прошедших на прошлой неделе, министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий.