Известный социолог надеется, что Виктор Янукович не нарушит традицию бескровных митингов в Украине
Заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал об отличии Евромайдана от оранжевой революции.Об этом сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
– Как вы относитесь к Евромайдану? Об оранжевой революции 2004 года вы отзывались весьма критично, называя себя “оранжевым контрреволюционером”.
– Положительно отношусь. Нормальный, зрелый протест. Это действительно демонстрация желания людей выбрать определенный путь развития страны. Демонстрация вполне оправданна. Ведь властью уже была сформулирована одна позиция, потом неожиданно был совершен геополитический кульбит. Это естественная форма протеста людей, которые не хотят, чтобы страна меняла вектор своего развития в зависимости от конъюнктурных обстоятельств и давления извне. Оранжевая революция во многом была сформирована на манипулятивных технологиях, а Евромайдан – нет.
– Вы ожидали подобной реакции общества? Что говорили последние исследования насчет настроений украинцев?
– Решение правительства о приостановке евроинтеграции было принято настолько резко, что послужило катализатором для протестного потенциала. Украинцы всегда в большей или меньшей степени готовы участвовать в массовых акциях протеста. Тем более, что, по данным последних исследований, преобладающее общественное мнение на стороне евроинтеграции.
Особенность нынешней акции в том, что в ней отсутствует харизматичная лидерская составляющая, роль личности, которая была определяющей в 2004 году. Тогда был один кумир, ради которого, к сожалению, люди были готовы митинговать на протяжении многих недель. Сейчас на Майдане преобладает не эмоциональная, а рациональная составляющая. Это более серьезное и перспективное движение.
– Разве отсутствие единого лидера и центральной организации – это не минус для акции протеста?
– Когда протест и гражданская активность реализуются не под лидера, а во имя идеи, ради выбора пути – это более зрелый вариант. Чем бы акция ни закончилась.
– Цель Евромайдана – подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Если этого не случится, протест можно будет признать неэффективным?
– Он уже эффективен – тем, что осуществляет безусловное давление на власть. И психологическое, и политическое давление. Конечно, оно будет воздействовать, уже воздействует.
– Кучма не разогнал Майдан в 2004-м. А Янукович может решиться на применение силы?
– Да, это была большая заслуга Леонида Кучмы. Отказ от силового сценария в 2004-м создал основу того, что и сегодня насильственные меры со стороны режима маловероятны. В Украине, в отличие от многих стран, существует культура проведения многотысячных акций протеста.
Надеюсь, что Янукович не захочет войти в историю как первый президент, который нарушил традицию бескровных митингов
Что касается Януковича, то его действия очень трудно предсказать. Вообще трудно предсказывать действия, решения которых зависят от одного человека. Могу сказать, что точно будет препятствовать силовому сценарию – 20-летняя традиция Украины проведения бескровных митингов. Надеюсь, что Янукович не захочет войти в историю как первый президент, который эту традицию нарушил. Правда, ему не впервой отходить от правил: тюремный срок для Юлии Тимошенко – это тоже нарушение традиции, традиции обеспечения безопасности политическим предшественникам.
– Партийные флаги оппозиционных сил скорее помогают Евромайдану или мешают?
– Почему они мешают? Роль оппозиции во всем мире – возглавлять протестные движения. Это нормальная практика. Майдан выступает за подписание политического соглашения, поэтому присутствие на нем политической оппозиции, которая также выступает за евроинтеграцию, вполне уместна.