Еще весной Мельниченко решительно шел в атаку на Кучму. Казалось, ему в этом помогала Генпрокуратура. Но к концу года главный свидетель уже в розыске
В марте этого года Генпрокуратура признала “пленки Мельниченко ” доказательством в деле против экс-президента Украины Леонида Кучмы. Для бывшего майора Госохраны настал “звездный час”: он бравурно раздавал интервью налево и направо и больше походил на прокурора, нежели на свидетеля. Но так длилось недолго. Со временем стало ясно, что у главного фигуранта кассетного скандала назревают проблемы.
В апреле СМИ сообщили о подготовке возможного покушения на Мельниченко, а также о том, что эту инфоормацию проверяет СБУ. Сама спецслужба тогда никак не прокомментировала эти сообщения.
Затем сам Мельниченко заявил, что против него могут возбудить уголовное дело и поместить в СИЗО. “Сегодня в Украине возможно все, и я к этому готов. Если олигархи, которые стоят возле Януковича, поставят ему условие, – да, меня элементарно могут закрыть в СИЗО, и живым оттуда мне практически уже выйти нельзя будет. Я это тоже знаю. И все делаю осознанно”, – сказал Мельниченко.
Он напомнил, что 15 января 2001 года был объявлен в розыск Интерполом. Но после того, как Парламентская Ассамблея Совета Европы признала его жертвой политических преследований все уголовные дела в Украине были закрыты.
Вскоре после этого действительно зазвучали заявления о необходимости уголовного преследования экс-майора. Бывший глава СБУ Игорь Смешко заявил, что дела против Мельниченко были противоправно закрыты в марте 2005 года возглавлявшим тогда Генеральную прокуратуру Пискуном, во время председательствования в СБУ Александра Турчинова.
Смешко заявил, что так называемые “пленки Мельниченко” не могли быть сделаны одним человеком. По его словам, есть факты, что Мельниченко “передавал информацию иностранным гражданам, представителям спецслужб иностранных государств, чем нанес де-факто и де-юре колоссальный ущерб вопросам обороны, национальной безопасности государства”.
В свою очередь Кучма заявил, что Мельниченко кидают те, на кого он работал. “Я думаю, понемногу все прояснится. Его кидают сегодня. Мне так кажется, что он скоро будет не нужен тем, на кого он работал”.
20 апреля этого года 84 народных депутата заявили, что против Мельниченко следует возобновить уголовное дело. С соответствующим заявлением выступил народный депутат от НУНС Юрий Кармазин. “Мы считаем, что решение Генеральной прокуратуры о закрытии и отказе в возбуждении уголовного дела относительно Мельниченко являются необоснованным и незаконным”, – сказал депутат.
Авторы инициативы потребовали объективного следствия, которое установило бы, не было ли в действиях Мельниченко госизмены.
Комментируя это требование, экс-майор заявил, что против него началась направленная кампания по дискредитации его как свидетеля. “Банда подключает всех своих проплаченных адвокатов, скрытую агентуру. Кампания направлена на то, чтобы отвести от главного вопроса – о привлечении к ответственности Кучмы, Литвина и компании за те преступления, которые они совершили против государства и переключить на Мельниченко, дискредитировать его, чтобы сформировать общественно мнение о том, что этому свидетелю нельзя доверять”, – сказал он.
В начале июня Кучма попросил Генеральную прокуратуру возобновить дело против экс-майора. Позже Кучма также направил в Печерский суд Киева жалобу на постановление генпрокурора о закрытии дела против Мельниченко, требуя признать его незаконным и отменить.
А уже 23 июня Печерский суд Киева удовлетворил жалобу, поданную адвокатами второго президента Украины Леонида Кучмы на постановление Пискуна от 1 марта 2005 года о закрытии уголовного дела против Мельниченко.
Судья по делу Родион Киреев отметил, что суд пришел к выводу, что уголовное дело было закрыто без проведения полного и всестороннего изучения материалов дела. В частности, он указал, что в ходе досудебного следствия не был допрошен сам Мельниченко. Также судья указал, что, закрывая уголовное дело, генпрокурор мотивировал это тем, что Мельниченко действовал в условиях крайней необходимости. В то же время суд пришел к выводу, что эта крайняя необходимость генпрокуратурой не была мотивирована, а выводы относительно того, что Мельниченко находился в условиях крайней необходимости, преждевременны.
Комментируя ситуацию, Мельниченко отметил, что принятое решение было ожидаемым для него.
29 июля апелляционный суд Киева отклонил жалобу защиты экс-майора и оставил без изменений постановление Печерского суда столицы о незаконности решения Генеральной прокуратуры Украины о закрытии против него уголовного дела.
Еще в июне Мельниченко заявлял, что бежать из Украины не собирается. Впрочем, 8 октября стало известно, что именно это он и сделал. Адвокат экс-майора объяснил такой шаг опасностью для жизни его клиента.
Сам Мельниченко позже заявил, что в Украине действует мощная спецслужба для политических убийств. “В Украине действует очень мощная, хорошо законспирированная и неплохо оснащенная нелегитимная спецслужба, которая занимается политическими убийствами. Некий аналог небезызвестных “орлов Кравченко” и белорусских “эскадронов смерти”, – заявил он.
По его словам, позиции этой спецслужбы в последнее время усиливаются. “Одной из ее задач было мое уничтожение”, – отметил Мельниченко, поясняя, почему он скрылся в США. Мельниченко заявил, что в эту структуру “входят бывшие и нынешние сотрудники СБУ, военной контрразведки, милиции, прокуратуры. А действуют они в интересах крупных олигархов”.
21 октября Конституционный суд решил, что обвинение в совершении преступления не может основываться на фактических данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченного на то лицо без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом. То есть – признал, что “пленки Мельниченко” не являются доказательством.
Тем не мение, это Генпрокуратуру не смутило. Первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин заявил, что дело против Кучмы не будут прекращать на стадии следствия. Он подчеркнул, что доказательствами в этом деле является не только так называемые “пленки майора Николая Мельниченко”, но и другие свидетельства и экспертизы.
По его словам, окончательную оценку даст суд, который независимо от решения Конституционного суда может отклонить любые доказательства, если обоснованно мотивирует это.
Вчера ситуация с экс-майором еще больше накалилась. Шевченковский районный суд Киева по требованию следствия выдал разрешение на арест Мельниченко. Замначальника управления – начальник отдела главка Владимир Паровой отметил, что бывший охранник Леонида Кучмы находится в международном розыске, уклоняется от следствия, препятствует установлению истины по делу. “Местонахождение Николая оставалось неустановленным, и 23 сентября его объявили в розыск. 14 октября – в международный розыск. 20 октября он объявлен обвиняемым по статьям 358-1 (подделка документов), 328-2 (разглашение гостайны) и 365-3 (превышение власти или служебных полномочий) УК Украины”, – отметил Паровой.
Стоит отметить, что в ситуации с Мельниченко и его пленками видна некая противоречивость в действиях. Власть сначала вытаскивает из своего сундука подзабытые пленки, открывает дело против Кучмы. Затем все свое внимание сосредотачивает на главном свидетеле. Дело Кучмы при этом также не закрывает. С какой целью?