В деле об убийстве Евгения Щербаня постоянно появляются новые свидетели
Пока это люди, знакомые либо со Щербанем, либо с Лазаренко, либо с членами банды Евгения Кушнира. Но что же сами бандиты? В 2003 г. суд признал их виновными в организации и исполнении убийства бизнесмена. Большинство членов банды погибли еще до начала этого судебного процесса. На них теперь ссылаются свидетели обвинения. Но несколько преступников до сих пор живы.
Их предыдущие показания содержит приговор Луганского апелляционного суда в отношении членов банды Кушнира. Forbes писал, что этот документ входит в материалы нового расследования Генеральной прокуратурой убийства Евгения Щербаня. Что же говорили о заказчиках убийства бизнесмена преступники и как их показания могут быть использованы в новом деле?
Вадим Болотских, убийца Щербаня
Единственный уцелевший член банды, который непосредственно участвовал в убийстве Щербаня – Вадим Болотских. Это он 3 ноября 1996 г. расстрелял бизнесмена в донецком аэропорту, а 18 мая 2000 г. написал явку с повинной.
О мотивах убийства Щербаня Болотских рассказал коротко и ясно. Задачу «убрать» какого-то очень важного человека, приближенного к правительству, на собрании членов банды поставил Кушнир. «При этом Кушнир пояснил, что если Щербаня физически устранить, то на его место станет близкий друг Кушнира, который в последующем сможет заработать очень большие деньги, и они разбогатеют. После этого стали обсуждать план проведения операции и остановились на плане, предусматривающем убийство Щербаня в аэропорту», – сказано в показаниях Болотских.
Киллер также признавался, что выгоду от убийства Щербаня могли иметь не только Кушнир, Алиев и Анатолий Рябин (еще двое членов банды), но и некие люди, которые им помогали. «Это убийство было выгодно лицам, с которыми общались Кушнир и Мильченко. Возможно, это были экономические интересы», – сказано в его явке с повинной.
Болотских заявил, что о встречах членов банды с экс-премьером Павлом Лазаренко ему ничего не известно
В новом деле обвинение могло бы использовать это признание Болотских и попробовать доказать, что заинтересованное в убийстве лицо – это Павел Лазаренко. Но сам Болотских в показаниях четко заявлял: о встречах членов банды с экс-премьером ему ничего не известно. Знает только, что Кушнир и Алиев встречались, в том числе и за границей, с людьми, которые должны были оказать содействие в бизнесе. В результате ожидалось улучшение благосостояния всех членов группировки. Об этом Болотских говорили сами бандиты.
Если в ходе нового следствия Болотских будет настаивать на том, что о причастности к убийству двух экс-премьеров он ничего не знает, в суде он может появиться в качестве свидетеля защиты. Эту информацию Forbes подтвердил Александр Плахотнюк, адвокат Тимошенко.
Сергей Кулев, убийца Вадима Гетьмана
Причастность Лазаренко к убийству Щербаня, похоже, была тайной только для Болотских. По крайней мере, еще один член банды – Сергей Кулев, в 2003 году приговоренный к пожизненному заключению, говорил об этом прямо. В расстреле бизнесмена он не участвовал, но был признан виновным в убийстве экс-главы Нацбанка Вадима Гетьмана.
Оба убийства киллер называет звеньями одной цепи. О причастности Лазаренко к преступлениям Кулев узнал от еще одного члена банды – Вадима Пушнякова (был убит в июне 1998 года). Тот признался, что Лазаренко должен был помочь финансами Кушниру за совершение убийства Щербаня, а Кушнир – поделиться деньгами с ним и Кулевым.
От Пушнякова Кулев узнал еще один важный факт: в 1998 г. Кушнир за границей встречался с Лазаренко. «Между ними был разговор об убийстве кого-то на почве экономических вопросов. Кого именно нужно убить, Кушнир не сообщил. Со слов Пушнякова ему стало известно, что Кушнир уже получил какую-то часть денег, что было закуплено оружие и другие необходимые средства», – сказано в показаниях Кулева по делу Гетьмана.
Он также показал, что финансист, которого собирались убить, мешал Лазаренко. Кроме того, последний якобы пытался освободить из донецкого СИЗО Кушнира, попавшего туда в марте 1998 г. Обо всем этом Кулев узнал со слов Пушнякова.
О Тимошенко Кулев в своих показаниях не вспоминал, но, если вспомнит теперь, у следствия появится повод обвинить экс-премьера в заказе еще одного убийства – Гетьмана. Напомним, что экс-губернатор Донецкой области Владимир Щербань уже заявил, что оба экс-премьера причастны к убийству главы ИСД Александра Момота.
Сергей Денисов, водитель одного из членов банды
О причастности Лазаренко к убийству Щербаня в своих показаниях упоминал и Сергей Денисов. По его словам, он работал водителем у Николая Дзюбы (члена банды Кушнира). Что в показаниях Денисова может быть важным в контексте нового дела об убийстве Щербаня?
– Свидетель показал, что Кушнир был знаком с человеком по кличке Матрос (Александр Мильченко). Его свидетели обвинения Игорь Марьинков и Сергей Зайцев называют посредником между Лазаренко и Кушниром.
– Он заявил, что члены банды Кушнира совершили убийства Алика Грека (президента футбольного клуба «Шахтер» Ахатя Брагина), Евгения Щербаня и Александра Момота.
– По словам Денисова, «в 1997 году еще один член банды Акулов, во время распития спиртных напитков, рассказал ему, что убийство Щербаня заказал Лазаренко. Кушнир получил за это $3 млн. Связь между Лазаренко и Кушниром осуществлялась через Матроса».
Юрий Сердюк, пособник бандитов
Юрий Сердюк – еще один свидетель сразу по трем делам: об убийствах Брагина, Щербаня и Гетьмана. Именно у него, по его же признанию, отсиживались бандиты после организации взрыва на стадионе «Шахтер» 15 октября 1995 года, в результате которого погиб Брагин.
Заказчиком убийства Щербаня Сердюк называл Лазаренко. Ему об этом якобы рассказал все тот же Пушняков.
«Они не поделили деньги, а Щербань становился влиятельным политическим оппонентом. За убийство Щербаня предложили деньги. Но дончане отказались, считая, что должны быть дружественные отношения. На самом деле деньги в размере 2-3 миллионов были выплачены», – сказано в показаниях Денисова. Он также присутствовал при составлении письма, в котором Евгений Кушнир просил Лазаренко выполнить обязательства за некие ранее оказанные услуги.