В результате конфликта интересов олигархи вынуждены искать различные инструменты для того, чтобы сохранить собственное влияние
Впервые информация о том, что «семья» хочет отобрать канал «Интер» у Хорошковского появилась еще в конце прошлого года. Ситуацию спровоцировал сам Хорошковский, использовавший свой канал для давления на Януковича в попытках сохранить свои активы и заполучить хорошие рычаги в новом правительстве. Еще тогда все заметили, что информационная политика канала стала меняться. В эфире стали появляться сюжеты на острые политические темы. Кроме того, Хорошковский при содействии Фонда Сороса «Видрождення» создал Общественный совет телеканала «Интер», в состав которого вошли различные общественники, многие из которых оппозиционны к президенту. Ситуация стала накаляться после того как Хорошковского не взяли в новое правительство, а негативные сюжеты о власти стали мелькать на канале все чаще. Конфликт с «семьей» нарастал.
Новый всплеск интереса к конфликтам олигарха последовал после продажи канала «Интер» Дмитрию Фирташу. Эксперты гадают какой скрытый смысл был заложен в этой сделке. Сам Хорошковский утверждает, что не в состоянии содержать канал и поддерживать его развитие, поэтому вынужден был его продать. Впрочем, большинство экспертов считает, что именно семья вынудила Хорошковского продать канал лояльному к себе олигарху. Впрочем, и здесь не обошлось без вопросов, а именно почему канал оценили так дорого, и откуда у Фирташа взялось 2,5 млрд. лишних долларов. Кроме того, совершенно непонятно, почему для того, чтобы отнять столь важный медиаактив был задействован Фирташ, которого считают невхожим в «семью». Если все-таки клан Януковича при делах, то непонятно почему они решили столь щедро переплачивать за то, что могли отобрать едва ли не бесплатно.
Прежде всего, отмечает информационный портал job-sbu.org, Хорошковскому есть чего бояться. После того как он ушел из правительства, хлопнув дверью трудно представить, что Янукович разрешит ему по-прежнему владеть крупнейшим медиаресурсом страны. Для того чтобы отобрать у него холдинг власть имеет массу способов и Хорошковский о них знает. Как известно, он лично принимал участие в наездах на TBi. В этой ситуации лучшим вариантом спасти актив может стать его передача другому владельцу, который более силен во власти и сможет защищаться.
Как известно Хорошковский и Фирташ тесно контактируют. Этих людей объединяют не только финансовые интересы, но и взаимные обязательства. Поэтому вполне вероятно, что эта сделка является лишь прикрытием и сигналом для власти к тому, что не стоит трогать этот канал. Если все же «семья» решит протянуть руку к каналу, то тут в дело вступает огромная сумма сделки, а именно 2,5 млрд. долларов за весьма убыточный медиаресурс.
Если все же власть решится его отобрать, то судиться придется по украинским законам. Практика хозяйственных судов в Украине доказывает что можно реально потребовать лишь компенсацию прямых затрат, исключая неполученные прибыли и моральный ущерб. В сделке сумма затрат зафиксирована, и она огромна. Интересно, что там получилось с лишними налогами, но в любом случае это все равно недорогая страховка стоимостью в 2,5 млрд. это отличное объяснение для такой огромной суммы свободных средств, которая вдруг появилась у Фирташа. Однако есть еще один вопрос – действительно ли Фирташ сегодня так силен? Не секрет что «семье» подчинены и силовики, и судебная система.
Выиграть такой крупный иск у государства можно будет, только если «семья» этого захочет. Утверждать что либо о Фирташе сложно, так как о нем почти ничего не известно. Довольно долго он работал в Росукрэнерго на Семена Могилевича по кличке Сева, который является одним из наиболее разыскиваемых ФБР преступников. Позже Севу поймали в Москве и отпустили, хорошенько подержав и «пощипав». Он потерял немало активов, одним из которых была доля в РУЭ. Ому она отошла – точно не известно. Может быть кому-то из окружения Путина, или самому Путину. Впрочем, очевидно, что за Фирташем стоит Москва, а точнее чекисты. Судя по всему, если «семья» решит потрясти олигархов, то Фирташ будет самым последним в списке.
Возможно также, что средства на сделку были выделены третьей стороной. Из внутренних игроков таких практически нет. Это точно не «семья» и не Ахметов, а более таких средств нет ни у кого. Западные компании не стали бы вкладывать деньги в убыточный ресурс. Состояние европейской экономики также не позволяет разбрасываться такими средствами. Для США Украина не столь приоритетна, тем более что Обама активно занят Россией. А вот у Москвы есть и мотивация, и ресурсы, и желание. Поэтому вариант со связкой «Фирташ-Москва» является наиболее вероятным.
Похоже что Хорошковский нашел верный выход из ситуации. Конфликт с Фирташем сегодня для «семьи» абсолютно невыгоден. По крайней мере, до тех пор, пока нет нового газового договора с Россией. Кроме того, Фирташ имеет сферы влияния в парламенте в виде мажоритарщиков и «Удара», и вполне может не только развалить парламентское большинство, но и даже попытаться создать новое большинство. Сам же Хорошковский приступил к работе над своим политическим имиджем. Выгоднее всего сегодня быть оппозиционером с конструктивной стороны. Это весьма емкая ниша, которую никто не спешит занимать. Вероятнее всего это не решение Хорошковского, а идея Фирташа, который играет свою игру, и будет пытаться воздействовать на баланс сил в преддверии начала президентской кампании.