После теракта в аэропорту "Домодедово" 24 января многие пользователи как традиционного, так и мобильного интернета начали обращаться к помощи сервиса микроблогов Twitter и других популярных сетевых медиа для того, чтобы предупредить о случившемся друзей и близких, а также узнать информацию из первых рук у очевидцев инцидента
На следующий день блогах началось массовое обсуждение темы о том, как “Twitter заменяет СМИ”.
Так, по мнению многих блогеров, трагедия в “Домодедово” уже не в первый раз продемонстрировала преимущество социальных сетей над традиционными СМИ при освещении кризисных ситуаций, поскольку самые свежие новости из аэропорта попадали в микроблоги раньше, чем на ленты информагентств и, тем более, на экраны телевизоров.
Разумеется, Twitter полноценные СМИ не заменяет: в микроблогах немедленно появилось очень много откровенного вранья, слухов и непроверенной информации. Важно другое – социальные интернет-медиа оказались самой оперативной информационной площадкой, отмечает в этой связи во вторник РИА “Новости”.
Виртуальное сообщество быстро “эволюционировало” от панических сообщений, поступавших от якобы “очевидцев”, до актуальной информации о пострадавших и сообщений с номерами телефонов людей, готовых оказать реальную помощь.
И еще вечером в понедельник пользователи Twitter начали отмечать, что российское телевидение крайне не оперативно отреагировало на теракт.
По словам же популярного блоггера Алексея Навального, “прямо сейчас мы наблюдаем окончательную смерть телевидения и традиционных СМИ как источника оперативной информации в кризисной ситуации, – пишет Навальный. – Информационные агентства, радио и тот же телек. Все цитируют сообщения из “Твиттера”. Первый раз я об этом подумал, когда там транслировались “события на Манежной”, сейчас это стало очевидно. Первые полтора часа есть только “Твиттер”.
Примерно через 20 минут после первого сообщения в главные темы Twitter попало слово “Москва” на разных языках, затем, спустя такой же промежуток времени, добавилось слово “Домодедово”. Для появления этих слов в главных темах необходимо было, чтобы они присутствовали в 10-20 тысячах постов пользователей.
Также в течение первого часа стараниями блоггеров в интернете появились первые фотографии и страшные кадры с места теракта.
Через полтора-два часа после теракта возросшая активность участников Twitter привела к его сбоям, однако трудно согласиться с государственным информагенством, написавшем в заголовке: “Twitter не справился с нагрузкой после взрыва в Домодедово”.
Twitter как раз справился: пользователям предлагалось перезагрузить страницу с тэгом, посвященным “Домодедово” ввиду слишком большого количества постов, о проблемах, связанных с работой сервиса, сообщили пользователи, живущие в центральных регионах России, а также некоторых странах Европы. Однако “твиты” продолжали поступать и публиковаться.
Без перебоев, действительно в реальном времени, выдавал и продолжает выдавать сообщения, относящиеся к трагедии в аэропорту, новостной агрегатор Google.
Во вторник обозреватель РИА “Новости” уже признает что телевидение, в отличие от интернета, оказалось значительно менее подготовлено к оперативному освещению чрезвычайных ситуаций. Вчерашний взрыв в аэропорту “Домодедово” показал это со всей очевидностью, пишет Сергей Варшавчик.
Лишь спустя час после происшедшего к освещению подключился круглосуточный информационный телеканал “Россия-24”, сообщивший зрителям о случившемся в 17.24. Через несколько минут рассказал о взрыве и “ТВЦентр” (Ранее, в течение первых 15-20 минут после теракта о нем сообщил телеканал “Дождь”, присутствующий в кабельных и спутниковых и IPTV-сетях, однако, кто его смотрит… – ред.).
На трех больших федеральных каналах аудитория узнала о ЧП еще позже, к семи часам вечера, когда в эфир вышли небольшие спецвыпуски, посвященные ситуации в московском аэропорту. После чего сетка вещания продолжала функционировать в обычном режиме.
Например, напоминает обозреватель, на Первом канале благополучно шло ток-шоу Ларисы Гузеевой “Давай поженимся”, а после этого программа “Жди меня”. На “России 1” после сообщений о погибших зрителей оставили любоваться на сериал “Институт благородных девиц”. РЕН ТВ подготовило специальный выпуск и того позднее, к половине девятого вечера.
“Нельзя сказать, что массовые универсальные телеканалы не делали того, что должны были делать. Но, все равно, опоздание на два часа по сравнению с уже имеющейся информацией на лентах агентств и в других СМИ, например на радио, я уж не говорю о Twitter и социальных сетях, вероятно, раздражает тех людей, которые хотели бы видеть это оперативно и внятно”, – сказала агентству завкафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Анна Качкаева.
По ее словам, это уже второй теракт, который доказывает, что телевидение “безнадежно отстает в силу своей технологичности и невозможности без картинки рассказывать про то, что происходит”.
Похожим мнением поделилась и журналистка Светлана Сорокина, отметив, что на универсальных телеканалах информационные службы “довольно неповоротливы и не заточены на какие-то сиюминутные события”.
“Конечно же, как только поступает информация, по большому счету, надо прерываться и в данном случае неважно – есть картинка, нет картинки. Многих останавливает то, что радио – это одно, а телевидение требует картинки. Но на самом деле ничто не мешает, на мой взгляд, просто дать информацию. Можно показать виды “Домодедово” и сказать первое, что известно”, – считает Сорокина.
Свое опоздание ТВ попыталось компенсировать прямыми включениями корреспондентов из “Домодедово”, сюжетами о совещании Дмитрия Медведева с силовиками, а также сообщением о “горячих телефонах”, по которым надо звонить родственникам пострадавших.
В итоге, многие сюжеты больше напоминали отчеты чиновников перед высоким начальством. Как, например, показанное по “России-24” селекторное совещание в МЧС во главе Павлом Поповым. Или рапорт министра здравоохранения Татьяны Голиковой премьеру Владимиру Путину о размещении раненных, который министр закончила сообщением о том, что собирается в ночи ехать по больницам.
Попытку проанализировать ситуацию по “горячим следам” предпринял, по мнению Сергей Варшавчика, только канал НТВ. В частности, в экстренном выпуске программы “Честный понедельник”, ведущий ток-шоу писатель Сергей Минаев попытался узнать, кто виноват в том, что смертник беспрепятственно пронес бомбу.
Впрочем, соревноваться в скорости передачи информации с глобальной сетью телевидению трудно и пообъективным причинам. От получения первоначальной информации до прибытия съемочной группы на место, с учетом столичных пробок, проходит немалое время, к тому же, в работе сотовой связи также возникли перебои.
Обино только, пишет обозреватель агентства, что, после того, как тележурналисты разных каналов попали на место, и вышли в эфир, происходящее не стало яснее.
Сбои связи оказались действительно довольно серьезными. Очевидцы взрыва в столичном аэропорту рассказывали, что перебои в сотовой связи в районе происшествия начались примерно через час после взрыва. Так, некоторые пользователи писали в Twitter и других блогах о постоянных перебоях в разговорах с людьми, которые там находятся.
Операторы это не подтверждают, но прогнозируют, что сбои могут случаться в связи с возросшей нагрузкой на сети.
Среди блоггеров, между тем, уже появилось предположение, что перебои в работе сетей могут быть вызваны тем, что их глушат спецслужбы. Представители операторов пока не сообщили о том, что получали распоряжения от соответствующих органов.