После вчерашнего шабаша сепаратистов в Луганске, произошедшего при полном бездействии местных правоохранителей, киевская власть должна понять, что дальнейшее воздержание от решительных действий приведет к реализации на Донбассе того, что недавно произошло в Крыму.
Когда вооруженные террористы свободно разгуливают по вроде заблокированных городах Донетчины, а в Луганске местные люмпены беспрепятственно заходят во все админздания, в которые захотят, есть большая вероятность повторения крымского сценария и на Донбассе.
Под давлением вооруженных «ополченцев» облсовета Луганщины и Донетчины, которые и до этого не решались решительно отмежеваться от сепаратистов, могут провозгласить проведение в областях референдумов об отделении. И если можно считать ничтожными назначение подобных плебисцитов самопровозглашенными Донецкой и Луганской республиками, то подобные решения от легитимных местных советов игнорировать уже никак нельзя и властям придется приложить все усилия чтобы этого не допустить.
В такой ситуации у киевской власти есть только два выхода. Первый – садиться за стол переговоров с местными элитами, как тот же Александр Ефремов в Луганске, и в конце концов соглашаться на все требования сепаратистов, предоставлять им должности губернаторов, максимальную автономию, муниципальную милицию. Но, очевидно, что это путь в никуда. Попустительство сепаратистам де-факто отдаст Донбасс под власть Москвы, откуда будут управлять почти независимыми от Киева лидерами, и только отсрочит на недолгое время отделения Донбасса де-юре.
Второй путь – жесткое наведение порядка в проблемных регионах, с привлечением всех имеющихся сил и средств, с введением чрезвычайного или военного положения и задействованием сил. Необходимо силовое освобождение всех захваченных зданий там, где это можно сделать, с арестами и привлечением к уголовной ответственности главарей сепаратистов и амнистии тем, кто согласится сложить оружие и вернуться к мирной жизни. После этого должна быть организована настоящая охрана всех госучреждений, телецентров и других важных объектов, которая бы гарантировала невозможность их повторного захвата.
Кроме того власти должны обеспечить реальное блокирование всех тех районов, где быстро преодолеть возглавляемых профессиональными российскими диверсантами террористов не представляется возможным. Это позволит обеспечить защиту запуганного агрессивными «титушкамы» и вооруженными террористами граждан, наладить нормальную жизнь в свободных районах и проведение там президентских выборов и запланированного всеукраинского референдума.
При этом надо не забывать, что в отличие от Крыма, где существовала российская военная база, и противодействие сепаратистам однозначно привело бы к прямому военному контакту с российской армией, на Донбассе российских войск официально нет, а перспектива вторжения развернутых на границе путинских воинов является все же гипотетической. Собственно, Москва уже имела достаточно поводов ввести на Донбасс войска, но этого не сделала, вероятно, понимая, что захватническая война с Украиной окончательно похоронит возможности хоть как-то объясниться с Западом, и приведет к новым и новым санкциям. Наконец, если постоянно бояться реакции Москвы, то можно незаметно потерять половину государства или вообще оказаться в изгнании.
В условиях жесткой борьбы с сепаратизмом разговор с людьми вроде Ефремова и Ахметова должен быть несколько иным. Правоохранителям необходимо четко доказывать связи политиков с сепаратистами и предоставления им организационной и финансовой помощи, делать результаты собственных расследований максимально публичными, и лишать их депутатской неприкосновенности, привлекать к уголовной ответственности, а при необходимости и арестовывать. Потому что пока местные «элиты» будут потакать сепаратистами, восстановить управляемость Донетчины и Луганщины будет делом напрасным.