Политические новости

Западные эксперты объяснили, чего боится Путин

Объединение российских разведывательных организаций в единое министерство безопасности, по сути, представляющее собой возрождение КГБ, беспокоит многих из тех, кто следит за политикой Кремля, пишет на портале «Голос Америки» Джим Ковпак.

Как сообщается, планируется слить воедино Федеральную службу безопасности (ФСБ), Службу внешней разведки и Федеральную службу охраны (в компетенции которой находится охрана высокопоставленных чиновников, в том числе президента) и сформировать новое Министерство государственной безопасности (МГБ).

При этом в состав нового ведомства, призванного, как предполагается, помочь Путину укрепить свою власть, не войдет созданная ранее в этом году Национальная гвардия, численность которой составляет 400 000 человек, и которая напрямую подчиняется президенту. Ей подконтрольны войска российского МВД, в том числе специальные отряды быстрого реагирования и силы специального назначения.

По словам экспертов, это означает, что Национальная гвардия будет служить противовесом МГБ, с тем, чтобы новое министерство не стало самостоятельной политической силой, как это случилось с КГБ при Юрии Андропове и Владимире Крючкове, который возглавил неудачную попытку свергнуть президента Михаила Горбачева в 1991 году.

В период с 1950-х по 1980-е гг. огромный аппарат как ведомства, предшествовавшего КГБ (и, возможно, не случайно также носившего название МГБ), так и самого КГБ, держали железной хваткой все советское общество, арестовывая борцов за права человека и преследуя тех, кто стремился выехать из страны, в том числе советских евреев.

Хотя Путин, вероятно, стремится укрепить свои позиции, некоторые наблюдатели считают это признаком скорее неуверенности и слабости, нежели силы.

Марк Галеотти, специализирующийся на проблемах безопасности эксперт по России из Института международных отношений в Праге, считает, что создание МГБ, скорее всего, призвано помочь Кремлю консолидировать аппарат безопасности и более эффективно подавлять оппозиционные настроения. По мнению Галеотти, это, возможно, свидетельствует о том, что Путин намерен сузить круг своих доверенных лиц.

innika