10 ноября украинские дипломаты поедут в ЕС, где состоится непубличная, закрытая встреча. Ее бюрократическое название - "заседание старших должностных лиц".
В МИД давно ждали этого события и, как говорят, немного побаивались. Потому что неясно было, какие результаты оно принесет.
Именно там будет решена судьба безвизового режима. Именно в следующий вторник Еврокомиссия должна запустить (или не запустить) подготовку своего декабрьского решения о том, что Украина выполнила “безвизовые требования”.
Но теперь можно ехать в Брюссель без сомнений и тревог.
Ведь решение Еврокомиссии уже очевидно. Через пять дней она откажет Украине.
До 5 ноября у Брюсселя – да и у Киева – еще оставалась надежда. Пусть не на успех, но на какое-то промежуточное решение.
Украинские и европейские дипломаты даже прорабатывали различные варианты формулировки, при которых Брюссель дает согласие на отмену виз, но одновременно направляет в Украину мониторинговую миссию, которая проверит, как Киев завершил все необходимые процедуры…
Теперь этот вариант невозможен.
В четверг Верховная рада забила последние гвозди в “подготовку” к встрече 10 ноября – одно за другим сорвав принятие ключевых норм, предусмотренных визовой либерализацией.
Коллективный труд
Некоторые депутаты сейчас возмущаются и говорят, что не стоит винить во всем одну лишь Раду. Это так, виноваты не только они.
“Европейская правда” подробно писала о попытке генпрокурора Шокина заблокировать безвизовые требования. Мы не скрывали возмущения тем, что президент Порошенко не делает тех шагов, которые в его силах. В конце концов, и правительство Яценюка в свое время приложило руку к срыву безвизового режима – к примеру, когда длительное время блокировало создание Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции (точнее, пыталось создавать этот орган под контролем руководства правительства, вопреки требованиям европейцев).
В соревновании украинских органов власти, “как сорвать визовую либерализацию”, участвовали, пожалуй, все ключевые лица государства.
Но у Яценюка в конце концов опомнились. Создание НАПК сдвинулось с места, и теперь ЕС положительно отзывается по поводу этого органа.
У Порошенко тоже наконец пришли к соглашению с Брюсселем о том, что Шокин заменит двух человек в комиссии по избранию антикоррупционного прокурора, а ЕС зачтет этот пункт как выполненный. В МИД подтвердили существование договоренности, а источники ЕвроПравды в представительстве признавались, что “готовятся открывать шампанское”.
Ведь ключевые проблемы на пути к отмене виз, казалось, были преодолены.
Но в четверг в игру мощно вступила Верховная Рада.
Интересная деталь – в ЕС, похоже, готовились к такому развитию событий.
В четверг президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер письменно обратился к Петру Порошенко, напомнив ему, что проблемы с прокуратурой – не единственное препятствие на пути к отмене виз. Авторитетное брюссельское издание Euractiv цитирует письмо Юнкера. В нем перечислены законы, которые должна принять Рада.
Если, конечно, Украина действительно хочет получить безвизовый режим, а не только пиарится на этой теме.
Эти законы – о запрете трудовой дискриминации секс-меньшинств и об агентстве по возврату в Украину незаконно выведенных активов.
“Перечень в письме Юнкера очень короткий, меньше, чем пальцев на одной руке. Но все пункты обязательны. Если Киев планирует обмануть ЕС, пообещав принять законы, но не утвердив их, то могу вас заверить, успеха это не принесет”, – рассказал ЕвроПравде европейский дипломат, который также читал письмо.
Борьба с геями как национальная идея
О том, что Рада провалила голосование за антидискриминационную норму, знают, без сомнения, все.
Но провалом стал не сам факт того, что голосов за данную норму не хватило. И даже не то, что провал произошел в присутствии делегации Европарламента и посла ЕС.
Хотя гул в зале и возгласы протеста после слов “сексуальная ориентация”, конечно же, не добавили Украине козырей (а то, как это выглядело, можно увидеть на видео ниже).
Наибольшим ударом по безвизовым перспективам стала цифра 117 на табло Верховной Рады. Лишь четверть народных депутатов оказалась готова отдать свой голос за эту норму. Даже при том условии, что речь шла не о ее окончательном принятии – спикер Гройсман предлагал депутатам принять лишь политическую декларацию о “готовности рассмотреть такую поправку”.
Кстати, есть смысл послушать, как звучит та норма, которую Украина обязана ввести в свое законодательство.
Реально ли, что через три недели, когда (или “если”) Рада вернется к рассмотрению Трудового кодекса, “болезненная” для депутатов норма будет иметь 226 голосов, то есть вдвое больше, чем она набрала 5 ноября?
Хотелось бы быть оптимистом, но не получается…
Ведь настоящая проблема в том, что парламентарии в этом случае действуют именно так, как хочет избиратель. А украинские избиратели – и правые, и левые, и центристы – в подавляющем большинстве гомофобы.
Вспомним новейшую историю – какие события объединяли представителей едва ли не всех политических сил? На какие демонстрации политики не выводили проплаченную “массовку”, потому что туда и без того выходили вместе левые с правыми, поддерживая друг друга?
Можно привести две такие “объединяющие темы” – это протесты против режима Януковича и… протесты против гей-прайдов.
Именно так, это не шутка, вспомните безуспешные попытки ЛГБТ-активистов в течение последних лет пройтись по улицам Киева.
Украинское общество всегда славилось наличием внутренних противоречий, поэтому не стоит удивляться, что участники Евромайдана (то есть те, кто боролся за европейские ценности) уже на следующий день могут протестовать против внедрения европейских ценностей.
Коррупция как национальная ценность
То ли провала с Трудовым кодексом кому-то в парламенте показалось недостаточно, то ли депутаты действовали исходя из искренних убеждений, но факт остается фактом.
Вторым “гвоздем”, который в четверг остановил шансы Украины на скорую отмену виз, стало голосование парламента за антикоррупционный пакет законопроектов. То есть за второй пункт в письме Юнкера в адрес Порошенко.
Речь идет о законопроекте по созданию Нацагентства по возврату незаконно присвоенных активов и о расширении правил спецконфискации.
Мифизация этого вопроса достигла таких масштабов, что скоро сравняется с мифизацией “Гейропы, которая несет в Украину однополые браки”.
Еврокомиссия, которая обычно воздерживается от комментариев по конкретным законопроектам до того, как они попали в сессионный зал, в этот раз решила пойти против своих принципов.
Накануне голосования представительство ЕС даже выпустило отдельный справочник для украинских депутатов, где подробно разъясняется, что механизм спецконфискации существует и в ЕС.
Причем правительственные предложения (которые на самом деле готовились в сотрудничестве с европейскими экспертами) отнюдь не революционны. Наоборот – во многих странах ЕС действуют еще более жесткие нормы спецконфискации имущества коррупционеров.
“Предлагая действия, которые содержатся в вышеупомянутых украинских законопроектах, украинская власть очень осторожна”, – утверждается в публикации.
Конечно, законопроекты можно (и, пожалуй, нужно) было доработать, чтобы уточнить или изменить нормы, которые несут опасность. Но интересная деталь – в течение трехнедельного перерыва в пленарных заседаниях профильные комитеты Рады так и не смогли собраться, чтобы доработать законы.
Они сделали это лишь накануне голосования – в среду вечером. Чтобы в итоге… изменить документ до неузнаваемости.
Евродепутат Пятрас Ауштрявичюс, руководитель неформальной “группы друзей Украины”, с которым ЕвроПравда общалась в четверг вечером, рассказал нам о дискуссиях, в которых европейская делегация (во главе с послом Томбинским) участвовала в Киеве – в то время, когда Рада один за другим проваливала “безвизовые законы”. По его словам, в части законов после парламентского комитета появились такие правки, что эти документы лучше было не принимать вообще, чем принимать в предложенной редакции.
“Нам нужны не только названия законов. Нужна суть законов. А ряд законов, в том числе о конфискации активов, после доработки в ВР стали хуже. И если такие законы принять, это не зачтет Евросоюз.
Если депутаты и дальше будут играть в политику вместо того, чтобы принять обдуманное решение, Украина проиграет”, – заверил Ауштрявичюс.
…Хотя еще в начале дня и он, и представитель ЕС в Украине считали, что события будут обстоять принципиально иначе.
В конце концов, Рада не приняла ни одного из законов из “антикоррупционного пакета”. Ни в первоначальном виде, ни в улучшенном, ни в ухудшенном. Голосов на это катастрофически не хватало.
На этом вопрос о перспективах безвизового режима успешно и окончательно отложили “на потом”.
Что дальше?
Уже упомянутый Ауштрявичюс остается оптимистом. И, возможно, у него есть на это основания.
“Если успеха не будет, наше решение об отмене виз будет отложено. Это не означает отказа навсегда.
ЕС умеет ждать. Вопрос в том, заинтересована ли Украина, чтобы мы ждали дальше.
Вот только если вы не приняли законы, то не надо теперь обвинять Брюссель в том, что мы не примем решение об отмене виз. Ведь законы были провалены в Киеве, а не в Брюсселе”, – пояснил он.
Автору приходилось слышать оптимизм и от представителей Еврокомиссии. Дело в том, что в Брюсселе, как никогда, высоко желание предоставить Украине безвизовый режим. Это часть противостояния российской угрозе – те, кто занимается Украиной, прекрасно понимают, какие негативные последствия будет иметь еще один отказ для веры украинского общества в перспективы сближения Украины и ЕС.
Но в ситуации, когда Киев не делает ни шага навстречу (и одновременно – делает шаги в противоположном направлении), у ЕК просто нет шансов “закрыть глаза на недоработки”. Потому что таких недоработок остается слишком много.
И, наконец, не в пользу Украине играет то, что наши соседи доказывают: требования ЕС вполне осуществимы.
Так, Молдова еще в 2013 году создала антикоррупционную систему и уже полтора года пользуется безвизовым режимом. Да, она работает далеко не идеально, но в прошлом месяце именно эти антикоррупционные органы, созданные “под безвизовый”, задержали бывшего экс-премьера Влада Филата.
Теперь у Украины есть все шансы пропустить вперед себя не только Молдову, но и Грузию. Которая – несмотря на консервативность общества, которой в Украине нет и близко, – смогла выполнить ВСЕ требования ЕС. В частности, в Грузии принят и действует закон о противодействии дискриминации, с точно же такими нормами, которые Верховная рада боится даже обсуждать.
Здесь можно только вспомнить слова украинского эксперта Александра Сушко в разговоре с автором этой статьи, которые прозвучали еще в далеком 2010 году:
“В 1990-х мы возмущались тем, что Украина пропустила вперед себя Польшу и Балтию, которые двигались тогда к вступлению в ЕС. Дальше мы не могли поверить, что нас обошли Болгария и Румыния. Впоследствии мы пытались, но не смогли идти “в ногу” со странами Западных Балкан.
Теперь мы теряем лидерство и пропускаем вперед себя Молдову.
А через несколько лет, похоже, мы будем сожалеть, что остались позади Грузии”.
Прошло пять лет. Власть в Украине сменилась на якобы проевропейскую. Но прогноз Сушко, похоже, сбывается.
Сергей Сидоренко