Существенные сдвиги в судебной власти Украины фактически откладываются на отдаленную перспективу, а реформа судебной системы больше похожа на "имитацию", говорится в статье председателя правления Общественного объединения "За демократию через право" и члена Венецианской комиссии от Украины (2009-2013) Марины Ставнийчук.
По ее словам, имея все объективные возможности провести в государстве судебную реформу по европейским стандартам, президент и его команда не справились со своим “непреодолимым желанием оставить за собой влияние на деятельность судебной власти внутри страны”.
До внедрения нового административно-территориального устройства Украины, согласно изменениям в Конституцию Украины по децентрализации, но не позднее, чем конец 2017 г., суды будут создаваться, реорганизовываться и ликвидироваться указами президента, а не законом. Причем в изменениях в статью 106 Конституции предлагается изъять “контрассигнацию” таких президентских указов, то есть скрепление их подписями премьер-министра и, скажем, министра юстиции. Президент будет издавать такие указы даже не по представлению ВСЮ, а только по факту консультаций с ним. То есть исключительно по своему президентскому усмотрению!”, – говорится в статье.
Ставнийчук убеждена, что вместе с изменениями в Конституцию должно состояться представление законопроектов, развивающих конституционные изменения.
“Ведь для чего было в течение года “толочь воду в ступе”? Для окончательной доработки имеющихся предложений хватило бы двух-трех месяцев. Почти год потерянного времени свидетельствует о неспособности к прагматичной консенсусной прогнозной работе. Впрочем, как ни досадно, но в ближайшей перспективе — на протяжении двух-четырех лет — даже предложенные президентом прогрессивные изменения не обеспечат преобразований в судебной власти”, – подчеркивает она.
“Возьмем, к примеру, предусмотренное предложенными изменениями в Конституцию создание Высшего совета правосудия (ВСП). Этому органу, который будет отвечать за формирование высококачественного и добропорядочного судейского корпуса, должны быть переданы нынешние полномочия парламента по избранию судей бессрочно. В общем порядке полномочия по увольнению и переведению судей (судейской карьеры) также передаются ВСП. За президентом в процессе назначения судей, согласно изменениям, остается лишь так называемая церемониальная роль. Это соответствует европейским стандартам и создает механизм сбалансирования отношений между законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти и президентом. Однако, согласно изменениям в раздел XV Переходных положений действующей Конституции, избрание и назначение самих членов Высшего совета правосудия должно состояться не позднее апреля 2019 г. А чтобы никто даже и не подумал поднимать этот вопрос раньше, четко отмечено — функции этого совета осуществляет нынешний ВСЮ, полномочия членов которого не могут также продолжаться дольше этого же срока. Правда, за исключением членов ВСП от съезда судей, которые должны быть избраны не позднее чем через три месяца после вступления в силу закона о ВСП. Таким образом, орган, который должен отвечать за профессиональность, независимость и незаангажированность судейского корпуса; который должен быть сформирован на европейских началах, инклюзивным способом и лишен политических влияний, — появится в Украине только весной 2019 г.”, – говорится в статье.
“Становится понятно, что главным результатом судебной реформы в представлении нынешней власти должно стать, несмотря на красивые декларации о внедрении независимого, справедливого европейского правосудия, только обновление кадрового состава судов (о чем прямо указано в последнем разделе Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015—2020 годы, которая утверждена указом президента №276 от 20.05.2015).”, – подчеркивает Ставнийчук.
“В целом, складывается впечатление, что на Банковой судебная реформа рассматривается как большой бизнес-проект, от которого непременно надо получить выгоду”, – говорится в статье.