Политические новости

Российский “Дождь” должны были запретить еще 3 года назад, – Александр Голубов

Запрет российского телеканала "Дождь" в Украине - вполне естествененный на фоне российско-украинской войны шаг, но выглядит запоздалым и недостаточным спустя почти три года после ее начала.

Трудно спорить с аргументами Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Никаких сомнений, должен ли на территории Украины транслироваться телеканал, для которого Крым является частью России, быть не может.

Даже если вынести за скобки вопрос того, есть ли “Дождь” вариантом мягкой пропаганды, настоящим оппозиционным телеканалом, самым важным остается то, что этот канал является российским. А потому – зависимым как от формальных, так и неписаных законов страны, которая развязала кровавую войну против Украины, аннексировав и оккупировав огромные куски территорий.

Поэтому и с точки зрения закона и с точки зрения здравого смысла никаких претензий к украинской власти в этом случае быть не может. Но это решение только лишний раз показало, насколько нездоровой является ситуация в информационной сфере страны, которая вроде бы должна была бы противостоять российской агрессии.

С момента начала войны и до запрета трансляции “Дождя” прошло чуть меньше трех лет. Запрет трансляции других российских каналов, которые были еще менее скрытыми инструментами российской пропаганды, также происходило крайне медленными темпами, а в прифронтовых зонах контролируемой Украиной территории до сих пор можно спокойно смотреть российское ТВ.

Не меньшую угрозу представляют и многочисленные пророссийские СМИ, которые работают в Украине. Российский менеджмент выдает русскоязычные издания или организует работу русскоязычных изданий за деньги, которые появились “непонятно” откуда, но на самом деле только полным идиотам трудно догадаться относительно наиболее вероятного источника щедрых вливаний в убыточные медиа.

Фактически речь идет о почти неприкрытых рупорах российской пропаганды с той лишь разницей, что они адаптируют свой контент, созданный на потребность своих кураторов, под мировоззрение украинской аудитории.

Российские журналисты, медиаменеджеры и пиарщики почти так же свободно, как и до войны, продолжают работать на территории страны, которую уже который год пытается уничтожить их родина.

И настоящая победа в информационной войне никогда не будет достигнута запретами. Гораздо важнее создавать свою повестку дня – от полноценного информирования о событиях на фронте до подробного толкования всех шагов власти.

Пока, к сожалению, в Киеве реагируют на пожары в виде очередных скандалов вместо того, чтобы работать превентивно. И если о пропагандистской работе с украинским населением еще можно что-то говорить, то о соответствующей работе с населением вражеской страны ничего не слышно.

Еще более беспомощной Украина выглядит, если говорить об информационной политике за рубежом. Понятно, что конкурировать с российским пропагандистским монстром на многомиллиардном допинге крайне трудно. Но наши посольства и политики за не очень частыми исключениями не делают даже тех простых вещей, которые не стоят денег, а требуют от них элементарного выполнения собственных обязанностей.

В конце концов, объяснить все это не трудно. Страна, которая 25 лет прожила, почти добровольно согласившись на то, чтобы оставаться “зоной легитимных интересов” Кремля, не может за три года максимально эффективно бороться за свою самостоятельную жизнь на всех уровнях – от дипломатического до военного.

Успех в любой области требует времени и закалки. Только тогда это превратится в опыт и эффективные действия. То же самое справедливо и для информационной сферы. Пусть и поздно, но повод для закрытия “Дождя” в украинской власти нашли.

Но есть и еще одно объяснение того, почему на информационном фронте успехи Украины остаются крайне слабыми. В то время как украинские политики никогда не забывают о собственных амбициях и очень часто ставят их выше государственных интересов, россияне работают на уничтожение Украинского государства совместно и скоординировано.

Для большинства украинских власть имущих (и не только) абсолютно нормально появиться в эфире пророссийского канала, а некоторые даже в обмен на место в студии готовы называть их “оппозиционными”, прекрасно понимая при этом их назначение.

Никто не хочет терять дополнительный ресурс для удовлетворения собственных интересов, пусть он и работает против общего интереса украинцев.

Да и рядовой украинец очень часто требует от политиков хрустальной этики и несгибаемого патриотизма, но с радостью смотрит пророссийские каналы и рад стоять в очереди за бесплатной газетой, пусть даже о ее пропагандистской природе не говорил только ленивый.

Просто так удобнее, так комфортнее – особенно когда тебе рассказывают о том, что во всем виновата власть, снимая с тебя ответственность за жалкие условия, в которых приходится жить. Недаром российская пропаганда является эффективной – она знает, на какие кнопки давить, а простому человеку приятно, когда на них нажимают.

Поэтому не стоит удивляться, что Украина проигрывает в информационной войне просто потому, что ее не ведет. В ситуации, когда одни пытаются учиться, но часто даже не хотят, а другим это не нужно, ожидать эффективного сопротивления враждебной пропаганде крайне трудно.

Как и в большинстве сфер это на свой страх и риск должны делать люди, чьи профессии ничего общего с информационными спецоперациями и контрпропагандой раньше не имели, а теперь делают это на волонтерских началах. И возможно, в таких условиях закрытие “Дождя” это все же большой успех?

regional