В Крыму после его возвращения в Украину было бы справедливо провозгласить не декоративную, а настоящую крымскотатарскую автономию, внедрить программу возрождения и позитивной дискриминации в интересах граждан, чьими интересами так долго пренебрегали.
Россия, 201 … год, истощенная санкциями, обвалом экспорта и войнами на многих фронтах, на грани коллапса. Экономический кризис запустил механизм очередного «парада суверенитетов»: субъекты Федерации заявляют об отказе повиноваться Кремлю, процесс начинается с республик Северного Кавказа, его подхватывает Татарстан, затем о своих правах заявляют отдельные территории от Дальневосточного округа до Калининградской области. Об этом пишет журналист и телеведущий Юрий Макаров.
В результате дворцового переворота новостароизбранный президент Путин уступает место компромиссной фигуре, которая в обмен на финансовую помощь соглашается поставить ядерные объекты под контроль международных институтов. Измученное проблемами население забытой Богом и людьми провинции Крым готово вернуться в состав Украины, которая, в свою очередь, демонстрирует положительную динамику развития и понемногу присоединяется к европейским структурам …
Этот (признаю, несколько оптимистический) или другой сценарий восстановления территориальной целостности нашего государства рано или поздно актуализирует задачу реинтеграции полуострова. И главный вопрос, который встанет на повестке дня перед Украиной: что мы предложим крымчанам?
Не обвинения в легкомысленности. Не обиду за то, что они покусились на мифические русские зарплаты и пенсии. Кстати, поголовное голосование на «референдуме» за вхождение в «благословенную» РФ – предрассудок не только российской пропаганды, но и бытового украинского сознания.
Так, накануне агрессии «ватность» жителей полуострова, согласно исследованиям, ощутимо превышала средний уровень по нашей стране, но … Мой товарищ вместе с коллегами-телевизионщиками в день «волеизъявления» задокументировал процедуру: они втихаря поставили напротив участков машины с видеорегистраторами и тщательно фиксировали количество посетителей таинства. Вывод: в «референдуме», в частности в Симферополе и Севастополе, приняли участие в несколько раз меньше граждан, чем официально объявили марионетки оккупационной власти.
Итак, в отличие от оккупированных районов Донбасса, где все-таки определенная часть люмпена запятнала себя поддержкой оккупантов с оружием в руках, в Крыму может идти речь об относительно безобидном коллаборантстве отдельных граждан (конечно, относительной измены не бывает, но все познается в сравнении). С практической точки зрения, это означает, во-первых, не такие большие проблемы для власти люстрации местных кадров, а во-вторых, меньше опасений среди населения, что с ним будут сводить счеты.
Что мы еще можем гарантировать обычным жителям Крыма? Прежде всего безопасность. Никакой гипноз присоединения к сверхдержаве, которая запугивает весь мир своими «Искандерами», не компенсирует бессилия маленького подданного империи перед полицейским, столоначальником или бандитом в лице столоначальника.
Правовое «гуляй – не хочу», присущее современной власти, уже коснулось многих крымчан: здесь и отжим лакомых кусочков собственности и введение бюрократического маразма, чрезмерного даже по украинским маразматическим меркам, и репрессии против отдельных смельчаков, которых этот маразм не устраивает.
Итак, безопасность, гарантии экономической и личной свободы (пусть и не всем дано ее ценить), правовая защита, благоприятный инвестиционный климат – это то, чего так или иначе ждет вся Украина. Более того, гражданское общество рано или поздно добьется этого от власти. Возможно, если бы Крым и часть Донбасса, где концентрировались патерналистские настроения, полноценно оставались в составе государства, этого было бы еще труднее достичь. Парадокс? Считайте, что население временно оккупированных территорий в конце концов получит эти бонусы даром.
А еще Украина предложит коренному населению полуострова тот статус, который оно заслуживает с самого начала нашей независимости и особенно теперь, солидарную поддержку Майдана и сопротивление оккупации. Будем откровенны, наше государство мало заботилась об интересах крымских татар, впрочем, как и остальных простых граждан, отдав все полномочия в республике на откуп местным «элитам».
Если за все 25 лет не произошло ни реституции, ни восстановления других прав Кырымлы, придется искупить грехи тех, как их … предшественников. Думаю, было бы справедливо провозгласить не декоративную, а настоящую крымскотатарскую автономию, внедрить программу возрождения и позитивной дискриминации в интересах граждан, чьими интересами так долго пренебрегали. Кому не нравится – Россия (или то, что от нее останется) рядом.
Итак, в стратегическом измерении вся наша борьба за Крым сводится к тому, чтобы навести порядок во всей Украине, не больше и не меньше. Свобода, закон, справедливость … Так просто, так немного!